Суицид из за егэ статистика

Самое важное по теме: "суицид из за егэ статистика" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

ЕГЭ-суицид: эксперты бьют тревогу, чиновники не реагируют

ИА SakhaNews. В Бурятии 16-летняя девушка наглоталась таблеток после экзамена по русскому языку. Вернувшись домой после ЕГЭ в школе, она приняла сильнодействующие лекарства. Через некоторое время находившаяся дома мать заметила, что ребенку стало плохо. Девушку доставили в больницу, где она скончалась от медикаментозного отравления.

В Москве одиннадцатиклассник выбросился из окна девятого этажа. От полученных травм он скончался на месте. Что заставило подростка покончить с собой, пока не ясно. Но эксперты не исключают, что причиной суицида мог стать стресс, вызванный сдачей ЕГЭ.

В Южно-Сахалинске школьница выбросилась из окна второго этажа из-за несданного экзамена. Девушка получила тяжелые травмы и была доставлена в больницу. Она не помнит, как это произошло, но свой поступок объяснила тем, что получила отрицательный результат на экзамене.

На Сахалине из-за несданного ЕГЭ по истории 17-летний выпускник свёл счёты с жизнью. Он повесился в небольшом лесу у стадиона, где часто играл в волейбол.

В Воронежской области 18-летний выпускник повесился из-за страха не сдать экзамен по русскому языку…

За последние два года, отмечают Интернет-СМИ, счет подростковых самоубийств, связанных с волнением и тревогой в период сдачи единого государственного экзамена, идет на десятки. Педагоги, психологи и родители уверены: рост подростковых суицидов может быть связан с обязательным введением ЕГЭ.

По данным статистики «Яндекс», в месяц эта поисковая система фиксирует 5,4 тысячи запросов со словами «как покончить с жизнью». В Google на «как покончить с жизнью» было за последний месяц 3,6 тысячи запросов.

Эксперты бьют тревогу: Единый госэкзамен опасен не только для здоровья, но и жизни школьников.

Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов считает, что несдача школьником Единого госэкзамена может спровоцировать суицид, и призывает менять отношение к ЕГЭ на государственном уровне.

«Я занимаюсь экстремальными ситуациями и не согласен, что связи между самоубийствами у подростков и ЕГЭ нет. Экзамен в существующих условиях — это «пусковой механизм к самоубийству», — говорит М.Виноградов.

Эксперт отмечает: «Ажиотаж вокруг ЕГЭ слишком большой. Это похоже на массовый психоз, истерию». Учителя боятся, семья боится, все страхи семьи и школы отражаются на эмоциональном состоянии ребенка. Но вместо того, чтобы ребенка поддержать, и школа, и семья, как правило, загоняют его в угол. А если еще впереди маячит армия, о которой мы пишем нелестные слова, то провал на экзамене — это провал поступления в вуз, это провал дальнейшего получения образования, это завтра надо собирать вещи и идти в военкомат. Многомерность таких факторов влияет на то, что провоцирующим фактором самоубийства и является госэкзамен».

Введение единого государственного экзамена стало «жестким экспериментом», который уже обошелся стране в десятки жизней, а потому необходимо менять отношение к ЕГЭ на государственном уровне. «Необходимо создавать такую атмосферу, чтобы она не вызывала бы волны самоубийств», — уверен психиатр.

По мнению Виноградова, необходимо проводить психологическое тестирование подростков на выявление скрытых тенденций к суициду. Однако, отметил эксперт, правозащитники высказались против этого предложения, поскольку, «подобное тестирование нарушает права человека».

Поведение подростков и готовность к суициду эксперт назвал «непредсказуемой порой» по внешним признакам. И каких-то общих рекомендаций для родителей ребенка нет. Спровоцировать крайние стрессовые состояния может сама атмосфера экзамена, после чего возможен внезапный, непредсказуемый суицид. При этом симптомами могут быть и повышенная тревожность, и чрезмерное спокойствие.

«Необходимы банальные вещи — любовь в семье, спокойствие в семье, хорошие отношения родителей и школы, хорошие отношения внутри школы», — добавил Михаил Виноградов.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов полагает, что психологи наравне с педагогами должны готовить учеников к сдаче ЕГЭ, «чтобы не происходило трагедий, когда выпускник из-за нервного напряжения решает покончить жизнь самоубийством».

Чиновники с мнением экспертов не согласны. «В 2009 г. ЕГЭ как обязательный выпускной экзамен по всей стране проходил впервые, — говорит глава Рособрнадзора Любовь Глебова. — Было много трудностей, «детских болезней». Сейчас от них, судя по всему, удалось избавиться».

Ранее экс-министр образования РФ Андрей Фурсенко категорически отрицал влияние ЕГЭ на суициды подростков и даже советовал СМИ «не нагнетать обстановку».

По словам депутата Государственной думы РФ Нины Останиной, проблему детского суицида в период единого государственного экзамена пытались поднять на одном из заседаний в Госдуме, однако Андрей Фурсенко «старался показать, что эта тема непубличная».

«Нам министр сказал, что на эту тему лучше не говорить, что никто не считал, что самоубийства связаны со сдачей единого государственного экзамена, что они связаны со стрессовой ситуацией в процессе обучения. Нет разговора – нет проблемы», — пояснила Нина Останина.

…Тему ЕГЭ не перестает активно обсуждаться в обществе и СМИ, невольно отражаясь в других, не менее острых и больных проблемах образования. Эксперименты, реформы, переписывание концепций и программ — этот нескончаемый процесс перестройки слишком затянулся, выдавая неспособность его авторов найти нужное, оптимальное решение.

Чиновники проваливают этот экзамен. Двойка за ЕГЭ — взрослым или детям?

Обзор СМИ подготовила Раиса Литвинова.

ЕГЭ и подростковый суицид: есть ли взаимосвязь между ними?

ЕГЭ. Фото: kremlin.ru/CC BY 4.0

В России на 100 тысяч детско-подросткового населения ежегодно приходится 2,5 тысячи суицидов подростков. Кроме того, каждый 12-й подросток предпринимает попытку самоубийства, которая скрывается от общественности, заявил глава Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный. Найти связь между подростковым суицидом и единым государственным экзаменом (ЕГЭ) попытались специалисты. /epochtimes.ru/

В настоящее время Россия занимает первое место в Европе по подростковому суициду и одно из первых ― в мире на протяжении 20 лет. В июне этого года добровольно ушли из жизни два подростка — в Новосибирске и на Алтае. Первый сдал экзамен на «отлично», но не выдержал стресса (предположительно), сообщил сайт ndn.info. Второй покончил с собой из-за нехватки одного балла для поступления в вуз. Выпускник мечтал поступить в авиационный институт и стать настоящим героем-лётчиком, пишет Life.

По мнению некоторых экспертов, страх перед экзаменами и низкие оценки по результатам ЕГЭ становятся порой причиной суицида выпускников. Даже при отсутствии предсмертной записки следствие иногда выдвигает подобную версию.

«Затрагивать тему самоубийств на почве ЕГЭ некорректно до тех пор, пока правоохранительные органы не обнародуют соответствующую статистику, основанную на доказательствах – действительно ли именно экзамен стал причиной для суицида», — заявил Сергей Пономаренко

Читайте так же:  Непродуктивная форма психологического семейного консультирования
.

ЕГЭ стал катализатором

«По данным на 2015 год, в России зафиксировано более 380 случаев суицида или его попытки среди 17-летних школьников… Однако это не означает, что причиной стало прохождение ЕГЭ, экзамен как стрессовая ситуация могла стать катализатором», ― заявила Людмила Бокова

.

Такого не бывает, чтобы у здорового адекватного ребёнка возникли мысли о суициде, считает Анатолий Северный. Каждый 12-й ребёнок в России пытался совершить суицид. Обычно ему предшествуют конфликты, скрытые семейные неурядицы, негативный этап психики подростка, когда он проводит пересмотр ценностей и ряд других причин.

К ЕГЭ уже привыкли

По данным Росстата, в 2014 году среди 15-летних подростков зафиксирован 91 случай подросткового суицида, среди 16-летних ― 128 случаев, среди 17-летних ― 161 случай. При этом в большинстве случаев нет подтверждения связи смертей с ЕГЭ.

В 2009 году, когда впервые ввели ЕГЭ, показатели Росстата значительно превышали данные 2014 года. Так, среди 15-летних подростков зафиксировано 143 случая подросткового суицида, среди 16-летних ― 217 случаев, среди 17-летних ― 381 случай.

Если связывать подростковые суициды с ЕГЭ, то снижение показателей говорит о привыкании подростков к экзамену и более равнодушному отношению к процессу его сдачи.

Школьники не делают трагедии из-за недостаточного количества баллов, набранных на экзамене, считает Сергей Пономаренко

. «В нынешние годы юноши и девушки спокойно относятся к провалу на ЕГЭ, при том, что в нашей стране всё ещё продолжают фетишизировать высшее образование, требуя его наличия даже для вакансии дворника», ― заявил он.

Всплеск суицида в Интернете

В этом году наблюдается рост самоубийств детей и подростков в Интернете. В соцсетях существуют закрытые «группы смерти», которые работают с детьми системно и планомерно, постепенно подталкивая их к последней черте. С ноября 2015 по апрель 2016 года в соцсетях покончили жизнь самоубийством 130 подростков, сообщала газета «Новая». При этом почти все они были членами одних и тех же групп в Интернете, жили в благополучных и любящих семьях.

Закрытие Роскомнадзором «групп смерти» проблему не решает, поскольку они возникают снова. На государственном и законодательном уровне российские власти также расписались в своей беспомощности ― до сих пор в школах Москвы существует открытый без ограничений доступа Wi-Fi, обсуждаются вопросы административной ответственности для администратора сети.

Психологическая помощь в школах подросткам маловероятна, поскольку попытка суицида станет общеизвестной, чего опасаются и родители, и дети. К тому же в школах в среднем учатся по 800 человек, и один психолог (который есть не везде) всем помочь не может.

На сегодняшний день действительную помощь подросткам может оказать только семья, считает Анна Портнова

. Только родители могут заметить изменения в поведении ребёнка. Напряжённое состояние подростка в преддверии ЕГЭ накладывает на родителей особую ответственность. Их равнодушие делает ребёнка беззащитным и может заставить его искать друзей в соцсетях, где уже поджидают «группы смерти».

Ответственными за смерть детей из-за ЕГЭ хотят сделать родителей

3 июня троих омских школьников увезли на скорой с ЕГЭ по русскому языку, сообщил «НГС» главврач омской станции скорой помощи Максим Стуканов. Медик отметил, что «наблюдает такое не первый год» и назвал происходящее «нехорошей тенденцией».

Аккуратные выводы главврача омской скорой совсем неаккуратно и уже давно подтверждают не только СМИ, регулярно публикуя «списки жертв ЕГЭ», но и упрямая статистика.

На недавней пресс-конференции детский омбудсмен Анна Кузнецова настоятельно попросила родителей школьников не ставить во главу угла сдачу ЕГЭ на 100 баллов, поскольку из-за того, что это «возводится в сверхцель и сверхзадачу» накануне ЕГЭ уже остро встаёт вопрос профилактики детских суицидов, число которых в стране стремительно растёт.

Так, по данным Следственного комитета России, если в 2017 году детских самоубийств было 692, то в 2018 — уже 788. Причём около 20% их приходится именно на май – период сдачи экзаменов в девятом и одиннадцатом классах.

Первый случай суицида из-за ЕГЭ был зафиксирован уже и в этом году. 24 мая в преддверии сдачи экзамена покончил с собой школьник из Екатеринбурга. Следственный комитет сейчас выясняет обстоятельства случившегося.

Жертвами ЕГЭ в этом году стали и другие дети.

Так, 29 мая в Чебоксарах 11-классница умерла прямо во время экзамена. В республиканском Минобре уточнили, что у девушки был врождённый порок сердца, но она целый час писала экзамен, после чего попросилась выйти в коридор, где ей и стало плохо. Школьнице была оказана медицинская помощь, но спасти её не удалось.

В этот же день во время сдачи ЕГЭ стало плохо ученику из Бурятии. Ему также была оказана медицинская помощь. Сегодня ребёнок чувствует себя нормально. 3 июня с экзаменов по русскому языку на скорой увезли сразу троих школьников в Омске. От волнения у них подскочило давление, и им стало плохо.

Но это лишь случаи, о которых стало известно официально. Но сколько ещё детей пытаются САМИ справиться со стрессом и плохим самочувствием? Их тысячи.

Так, по данным «Известий», которые ссылаются на результаты опроса, проведенного проектом «Дети Mail.ru», сегодня каждый пятый выпускник (около 22%) принимает для борьбы с нервным напряжением успокоительные препараты. А в целом 73% школьников признались, что испытывают стресс в период экзаменов.

Однако тот же самый опрос показал, что далеко не все родители признают наличие проблемы. 57% опрошенных заявили, что их дети НЕ НУЖДАЮТСЯ в психологической помощи в период сдачи экзамена.

Специалисты Центра защиты прав и интересов детей, который находится в ведении Министерства просвещения решили, похоже, исправить эту ситуацию и разработали специальную программу по профилактике самоубийств среди школьников в преддверии ЕГЭ.

С помощью этой программы они намерены донести до родителей тот факт, что постоянно растущие требования к сдаче ЕГЭ являются причиной «фатального стресса и депрессии» у детей. (Родители же этого не знают!). А заодно научить их вовремя распознавать у собственных детей суицидальные настроения и предотвращать самое страшное. С этой целью психологи будут встречаться с родителями на школьных собраниях и совместными усилиями формировать группы риска.

Разве не прекрасная инициатива! Получается, что, разработав эту программу, чиновники открыто признали, что проблема есть и она серьёзная. Но ответственность за последствия брать на себя не захотели. А просто решили её переложить на плечи родителей. Мол, мы действительно подвергаем ваших детей тяжелейшему стрессу, но с последствиями вы разбирайтесь сами.

Что в этот момент происходит на самом деле?

Вчера, на своей страничке в «Фейсбук» известный политолог Инна Ветренко, чья дочь накануне сдала «последний предмет ЕГЭ», выплеснула очередной пост «шокирующей реальности»: «Мы несказанно счастливы, что весь этот двухгодичный ужас закончился, — пишет она, — У меня такое ощущение, что все общественные институты пытаются на этом процессе получить свою выгоду и никто не думает о детях, их психологическом состоянии и тем более об их знаниях».

Читайте так же:  График проекции скорости тела

Ветренко поведала, что, «начиная с 10 класса все педагоги и администрация школы работали только на натаскивание детей на решение измерительных материалов ЕГЭ. При этом многие педагоги в школе великолепные, они могли бы дать детям в 1000 раз больше, чем решение этих тестов, — пишет она, — Но сама система загнала их в глупые жёсткие рамки».

По поводу самой процедуры сдачи ЕГЭ Инна Ветренко в очередной раз подчеркнула, что школы, где проходит экзамен, «превратились в тюрьмы с усиленным режимом содержания». Детей обыскивают металлоискателями, проводят через рамки, забирая всё. «У одноклассницы моей дочери, которая болела, забрали платочки-салфетки для носа. Она просила хотя бы одну, но ей сказали — нельзя. Девочка 3 часа 50 минут вытиралась маленькой салфеткой для очков))) Это какое-то унижение, опять же порожденное системой и процедурой экзамена. За что это нашим детям?», — возмущается политолог.

Действительно, за что?

Если чиновники сами признают наличие проблемы, то почему не хотят признать её серьезным основанием для пересмотра политики в области образования? Понятно, что вопрос этот риторический. И понятно, что статистика и бесчисленные публикации ситуацию всё равно не изменят. Поэтому спасать своих детей мы продолжим сами, без дополнительного участия чиновников.

А напоследок просто напомню: в случае, если во время экзамена ребёнку стало плохо, он имеет полное право получить медицинскую помощь и продолжить экзамен. Или же уйти домой, а экзамен пересдать в другой день.

Российских школьников спасут от суицида из-за ЕГЭ

МОСКВА, 21 апреля, ФедералПресс. Об этом заявили в центре защиты прав детей.

Совсем скоро выпускники будут сдавать Единый государственный экзамен. Центр защиты прав и интересов детей заявил, что собирается помочь школьникам избежать самоубийства.

В планах программы планируется проведение собраний родителей с психологом. Медработник подскажет родителям, как выявить у ребенка суицидальные склонности. Основным поводом задуматься о состоянии ребенка, когда он начинает говорить о смерти или же постоянно находится в подавленном состоянии. Также необходимо заметить тенденции к негативной оценки своего будущего.

По мнению психологов, во время экзаменов школьники чаще всего думают покончить жизнь самоубийством из-за повышенной нагрузки. Дело в том, что ЕГЭ диктует высокие требования, справиться с которыми под силу далеко не каждому. Также наиболее распространенной причиной суицида является неразделенная любовь. Не стоит забывать и об опасных интернет-ресурсах.

При этом напрямую говорить с школьниками о самоубийстве не стоит, поскольку в преддверии ЕГЭ это может усугубить напряженность ребенка. Об этом информирует газета «Известия».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

В очередной раз про ЕГЭ

Дубликаты не найдены

Блять. Не будет ЕГЭ, будут вешаться из-за не сдачи экзаменов. Только экзамен ты либо сдал, либо нет, а в ЕГЭ идет рейтинговая система оценивая. Все плохо написали? Лучшему — макс. бал и по нисходящей. Так что виноваты ебанутые родители, которые с детства говорят своим детям, что «если не сдал — всё» или «вылетил из университета — вся жизнь испорчена» и прочее. Так что нужно, действительно, оставить все как есть и не трезвонить по СМИ и ТВ о таких случаях. Все-таки не идиоты, там, на верху сидят. Кто бы что не думал, и не срался желчью на тех кто «выше».

Все плохо написали? Лучшему — макс. бал и по нисходящей

Вот с этим не согласен. Уровень знаний все же нужно оценивать по какой-то более-менее жесткой шкале. А то получается что в этом году ничего не знающий куипинатель не поступил в универ, т.к. остальные написали хорошо, а в следующем году такой же куипинатель поступит

Есть такое, но ведь поэтому и смотрят, при поступлении, по среднему балу все сданных ЕГЭ, а не по отдельности. Так что, в какой-то степени, оно уравновешивает. Школьное образование, в принципе, универсально, если ты плохо знаешь какой-то предмет, то, скорее всего, точно так же плохо ты знаешь и остальные. Нет, случается что именно какой-то один предмет тебе не идет, но это уже частный случай и именно тут другие предметы выравняют ситуацию. Да и нет уже такого перекоса как было поначалу, когда кто-то решил абсолютно все, а следующий за ним только половину и по нисходящей. Сейчас это тоже бально-уровневое, то есть кто решил максимум получит свой максимальный результат, кто идет за ним по решенному, но не по знаниям, все равно получит свой чуть ниже макс., а не половину балов, как делалось бы, высчитывая они просто пропорцией.

Формат экзамена никак не влияет на неокрепшую психику ребенка. Если родители требуют от ребенка только максимального результата, ребенок все одно пойдет вешаться — хоть после неудачного ЕГЭ, хоть после неудачного сочинения по русскому. Самоубийства детей — это проблема не МинОбразования, а каждой конкретной семьи. Родители не справляются со своими родительскими обязанностями, а потом все валят на ЕГЭ.

Было на одном из местных сайтов. Заметьте, кто то проголосовал за то, чтобы такие случаи скрывать, и за то, чтобы все оставить как есть.

То что ЕГЭ это полная чушь и его нужно отменить говорится уже давно, но видимо кому-то оно очень нужно ) Последний год перед выпускным ученики не учатся, а готовятся к ЕГЭ.

Российских школьников собрались спасти от суицида из-за ЕГЭ

Центр защиты прав и интересов детей, который находится в ведении Министерства просвещения, разработал программу по профилактике самоубийств среди школьников в преддверии ЕГЭ. Об этом сообщают «Известия».

Программа предусматривает проведение собраний, на которых психолог расскажет родителям, как распознать у ребенка суицидальные настроения. По мнению специалистов, родителям нужно насторожиться, если подросток часто говорит о смерти, негативно оценивает свое будущее и находится в подавленном состоянии.

Психологи считают, что в период сдачи экзаменов ученики старших классов склонны чаще думать о самоубийстве, поскольку испытывают повышенную нагрузку. Высокие требования к сдаче ЕГЭ могут привести к стрессу и депрессии, с которыми школьнику сложно справиться. В программе отмечено, что суицидальные настроения также могут возникнуть из-за несчастной любви, проблем в общении со сверстниками или опасных интернет-ресурсов.

Согласно данным Единой межведомственной информационной системы, в мае происходит максимальное количество самоубийств, однако взрослые чаще совершают суицид, чем подростки. Эксперты считают, что разговоры о самоубийстве в преддверии ЕГЭ навредят школьникам, поскольку снизят их уверенность в себе.

ЕГЭ становится смертельно опасным занятием

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

27 мая в России стартует ЕГЭ — в нынешнем году его предстоит сдавать 750 тысячам человек. Сложность экзамена постоянно повышается, а вместе с ним — и психологическая нагрузка на школьников. Минпросвет заранее начал готовиться к волне детских суицидов. И не зря — первые жертвы уже есть.

Читайте так же:  Самооценки депрессии цунга

«Сверхзадача — это сто баллов на экзамене»

ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА — современному родителю приходится назубок разучивать все эти страшные аббревиатуры. А современному школьнику — ударно, не подымая головы, готовиться ко всем этим контрольным, тестам и экзаменам…

Причем, несмотря на то, что Единый госэкзамен в нынешнем году отмечает в России десятилетие (он стал обязательным в 2009 году), ЕГЭ по-прежнему раскалывает российское общество. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 46% россиян согласны, что проверка знаний в форме ЕГЭ более объективная, нежели «традиционные» экзамены у «своего» учителя — и ровно столько же выступают против.

Среди главных «минусов» ЕГЭ россияне отмечают зубрежку при подготовке и отсутствие творчества (21%) и высокую психологическую нагрузку (11%). Нагрузка и вправду такова, что даже детский омбудсмен Анна Кузнецова на недавней пресс-конференции «напутствовала» родителей школьников: «ЕГЭ и сто баллов ставятся сегодня во главу угла. Более того, накануне ЕГЭ речь идет даже о профилактике суицидов, настолько это возводится в сверхцель и сверхзадачу».

Действительно, Центр защиты прав и интересов детей (он находится в ведении Министерства просвещения) представил программу по профилактике самоубийств среди школьников в преддверии ЕГЭ. Министерские психологи отмечают, что постоянно растущие требования к сдаче ЕГЭ могут привести к фатальному стрессу и депрессии.

И хотя экзаменационная пора в нынешнем году еще только начинается, а уже есть трагические новости о самоубийствах школьников: 24 мая в преддверии сдачи экзамена покончил с собой ученик из Екатеринбурга. Следственный отдел по Кировскому району Екатеринбурга уже проводит доследственную проверку по факту самоубийства.

По данным, которые приводит Анна Кузнецова со ссылкой на Следственный комитет России, в стране стремительно растет число детских самоубийств: если в 2017 году их было 692, то в прошлом — уже 788. По словам омбудсмена, причина в том, что «дети предоставлены сами себе, их не слышат, проблемы, которые волнуют их, не волнуют никого».

Причем, как подчеркивают в ведомстве, 20% детских самоубийств приходится на май — время сдачи экзаменов в девятом и одиннадцатом классах. То есть госэкзамены оказываются более опасными для подрастающего поколения, нежели игры «Синий кит» или «Момо» (точной статистики нет, но, по подсчетам журналистов разных изданий, под влиянием «групп смерти» покончили с собой не менее 120−130 подростков).

О том, как сегодня спасти наших подростков, «Свободная пресса» поговорила с экспертом по вопросам военной психологии, директором «Медицинского центра имени Лунца» Константином Небытовым. В частности, он рассказал:

— Начать следует с того, что разработав и внедрив «программу по профилактике самоубийств среди школьников в преддверии ЕГЭ», ведомство Ольги Васильевой признало: период подготовки и сдачи экзамена является патологическим фактором, который негативно, и даже, можно сказать, вредоносно влияет на психическое здоровье и состояние подростков.

Суицид является лишь наиболее ярким последствием данного воздействия, но помимо этого есть и другие, которые не столь заметны, — начиная с расстройства адаптации и заканчивая пограничными состояниями. В настоящее время уже появляются отечественные исследования, которые подтверждают, насколько сильно негативное воздействие на психику школьников в период подготовки и проведения ЕГЭ.

«СП»: — Но ведь Министерство просвещения не только признало, что проблема существует, но и намерено ее решать.

— Само содержание программы по профилактике самоубийств вызывает вопросы. Во-первых, она предусматривает проведение собраний, на которых психологи будет рассказывать родителям, как распознать у ребенка суицидальные настроения. То есть, по сути, ответственные работники министерства просто-напросто пытаются переложить всю ответственность на плечи родителей. Если говорить утрированно, то это звучит это так: «Мы подвергаем вашего ребенка тяжёлому стрессовому воздействию, а вы с последствиями этого разбирайтесь сами!».

«СП»: — Ну а что вы предлагаете делать? Очевидно ведь, что отказываться от проведения ЕГЭ правительство не будет, а сложность экзамена только возрастает: скажем, с 2022 года добавится еще один обязательный — по иностранному языку.

— Сама система образования позволяет выявлять группы риска — то есть тех детей, кто наиболее подвержен негативному воздействию ЕГЭ. Существуют индивидуально-психологические особенности, которые определяют предрасположенность (пусть и не со 100%-ой, но с достаточно высокой степенью точности) к повышенной чувствительности и возможной суицидальной реакции ребенка.

И если уже школьные психологи способны рассказать родителям про признаки суицидального поведения, то уж выявить индивидуально-психологические особенности, способствующие такому поведению, они наверняка в состоянии! Это ведь даже не требует клинико-психологического исследования, а возможно в рамках общей психодиагностики.

Но, снова повторюсь, вместо выявления групп риска и работы с ними, государство попросту переваливает всю ответственность за судьбу подростков — своих граждан — на плечи родителей! Подобная позиция для меня как специалиста выглядит весьма странно. Хотя понятно, какими мотивами руководствовалось Министерство просвещения — снять всю ответственность с системы образования.

Не сдашь ЕГЭ – пойдешь в дворники: в чем опасность педагогики риска

Не торопись, родитель! Не все подростки способны справиться со стрессом несдачи ЕГЭ, даже если у них равнодушно-нахальный вид. За ним может стоять нервный срыв и очень неадекватные реакции…

По статистике, каждый год количество подростков, кончающих жизнь самоубийством из-за экзаменов, достигает 20-30 человек в каждом регионе России.

А количество запросов в Яндекс и Гугл «как покончить с собой» достигает нескольких тысяч.

Психологи говорят об «эпидемии суицидов» — дети, не выдерживая кошмарного давления, уходят из жизни, оставляя записки «не хочу сдавать ЕГЭ, не хочу жить» или «провалил ЕГЭ, не хочу жить». В один из самых сложных периодов своей жизни подростки оказываются предоставлены сами себе и решают больной вопрос по-юношески радикально.

Стоит ли заваленный экзамен человеческой жизни? Как не допустить несчастья и успокоить подростка, провалившегося на экзамене: мнение психолога, суицидолога Михаила Хасьминского, главного эксперта антисуицидального портала pobedish.ru.

Срыв – следствие неверной мотивации

— Конечно, настоящую психологическую подготовку к ЕГЭ нужно начинать заранее — формированием правильной ценностной иерархии, в которой ЕГЭ как раз не является самым главным делом в жизни. А не сейчас, когда дамоклов меч ЕГЭ, нависая над учениками, доводит их к моменту экзамена или объявления его результатов, практически до истерики.

И вместо того, чтобы быть поддержкой ребенку тогда, когда ему трудно, родители и сами впадают в нестабильное состояние.

Теряя реальное восприятие, уже не только ребенок, но и они сами связывают с ЕГЭ все надежды и вообще все будущее. Они начинают убеждать ребенка, что самое главное – это сдать ЕГЭ или поступить в вуз. И настраивают, порой вольно, порой невольно: если не сдашь — катастрофа.

Учителя в школе, которых пинают с самого верха, поддакивают и накручивают учеников: ЕГЭ, ЕГЭ, самое важное – ЕГЭ. Для них, действительно, результаты экзаменов невероятно важны, и в погоне за хорошими оценками они ломают психику подросткам.

Читайте так же:  Как помочь человеку в депрессии

В результате вокруг экзаменов начинается самый натуральный сумасшедший дом.

Мы каждый год видим эпидемии подростковых попыток суицида. И это – знак того, что наши педагоги и наши родители не умеют воспитывать и мотивировать детей.

Есть иерархия ценностей, смысл жизни. И если кто-то во внеэкзаменационное время скажет, что сдать ЕГЭ – это главный смысл жизни, то такого человека сочтут, мягко говоря, недалеким.

Мир гораздо шире, возможностей в нем неизмеримо больше. Но в дни экзаменов про это почему-то забывается. И весь мир сводится к «сдал – не сдал».

Но экзамен можно пересдать, а ребенка после попытки суицида можно и не вернуть.

Амбиции родителей повышают риск срыва

Да, заваленный экзамен – это серьезная неприятность. Если этому причина лень, невнимательность, отсутствие мотивации, неумение учиться, все это надо проанализировать вместе с подростком и сделать выводы на будущее. Но чаще всего сильно, неадекватно переживают как раз не ленивые, а те, кто старался, но по какой-то причине получил не лучший бал.

Родителям необходимо в любом случае уяснить: то, что подросток не сдал с первого раза ЕГЭ – не катастрофа. И задать себе вопрос: «из-за чего я так переживаю? Из-за того, что не знаю, как сказать на работе, что мой ребенок провалил ЕГЭ, опозорил семью? Стыдно перед родственниками? Мои планы, что сын или дочь не станет дипломатом-юристом-программистом – рушатся?»

[1]

О ком вы думаете, о себе или о ребенке? Какими бы ни были ваши амбиции и надежды, если вы видите, что ваш ребенок переживает, — проявите эмпатию, сострадание и отнеситесь к ребенку с пониманием. Подумайте не только о себе, о своих личных ожиданиях и притязаниях.

Ведь, как ни парадоксально это звучит, но во многих случаях несданный ЕГЭ – это кошмар не столько для ученика, сколько для его родителей. Поэтому и боятся дети идти домой, поэтому и кончают с собой, что им страшно разочаровать маму и папу, которые уже выстроили планы, исходя из своих амбиций.

Но в таких амбициях и притязаниях нет места любви, есть только требования, стереотипы, некая нарисованная картинка, в которую пытаются втиснуть ребенка. А когда он не втискивается – ломают не рамки картинки, а ребенка. А он – не поле вымещения родительских амбиций, а живой человек со своими переживаниями, возможностями, субъективным видением и страданиями.

Нужно, в конце концов, включить любовь и дать подростку почувствовать, что его любят, невзирая ни на что, ни на какие временные провалы.

Не сдал: что делать родителям

Ни в коем случае не надо шпынять, пенять, позорить, говорить, что все, жизнь кончена, ему осталось только в дворники пойти.

Не нужно причитать, что перед тетей Машей стыдно, и наказывать. И не нужно усаживать немедленно за учебники.

Надо спокойно поговорить. Настроить на пересдачу, спросить, чего не хватает, чтобы успешно сдать экзамен. Все можно пересдать. Да, бывают в жизни и неудачи, надо принять это как данность и научиться с ней справляться. Жизнь впереди длинная, в ней будет еще очень много всего, а дома тебя любят, невзирая ни на что.

Можно предложить ребенку сменить обстановку, отправиться в лес, уехать на дачу – дать возможность физически поработать, разгрузиться.

Такая смена деятельности поможет освободиться от стресса. Можно предложить: вот тебе пара дней – отдохни, как сам хочешь, переведи дыхание.

Главное — всеми силами надо ослабить нервное напряжение, дать понять, что жизнь не кончилась, последний поезд не ушел.

Сместить центр внимания, объяснить, что ЕГЭ – не самое-пресамое главное в жизни.

Конечно, у всех детей разная психика, универсального рецепта быть не может, кому-то нужно посидеть дома одному, в тишине, другому – уехать куда-то, третьему – поговорить по душам с родителями, четвертому – встретиться и развеяться с друзьями. Зная характер ребенка, нужно дать ему возможность выбрать лучший для него вариант.

От чего надо воздержаться, так это от всякого рода реакций, непривычных для подростка. Если, допустим, в вашей семье не приняты особенные нежности, то не надо бурно обнимать-целовать ребенка, сообщившего о своей неудаче. Это может только убедить его в мысли, что все совсем плохо, раз его бросились расцеловывать при плохих известиях.

Не надо ходить вокруг на цыпочках, разговаривать, словно с больным, вообще всячески подчеркивать его особенное плохое состояние.

Не нужно никакой чрезмерности, самое лучшее – это сохранять спокойное и доброжелательное расположение духа, не напускное, а искреннее, чтобы, глядя на родителей, и подросток пришел в себя.

Научитесь переживать проигрыш

Но ответственность за жизни подростков лежит не только на родителях, но и на сформированной системе образования, которой важна не уникальная душа ученика, и даже не его творческая индивидуальная личность, и даже не образованность и интеллект, а правильность ответов на стандартные вопросы.

Эта технологичная, палочная, стереотипная, вредная для образования, но прекрасная для контроля чиновниками система индуцирует с Министерства образования на директоров школ, учителей, учеников с родителями. В конце концов, именно они во многом виноваты, что дети воспринимают экзамены не как естественный этап обучения, а как важнейшую цель в жизни.

Поэтому доля ответственности в поддержке учеников лежит и на школе. Если учителя или одноклассники видят, что ребенок, провалившийся на экзамене, впал в отчаяние, находится в аффективном состоянии, то его нельзя оставлять одного. Обязательно надо утешить, сказать: ты не волнуйся, ты пересдашь. Можно проводить до дома, не бросать, не отпускать одного.

Пусть он выговорится, пусть возмутится, пусть выразит свои чувства – это тоже полезно для сброса напряжения.

Но самое главное и для родителей, и для учителей, для более старших друзей, знакомых, — постараться донести, хотя бы и на примере ЕГЭ, что любая проблема в жизни – это не повод отчаиваться, а возможность взять ответственность за свое будущее, собраться, стать лучше, преодолеть трудности и выйти победителем! Важно воспользоваться этой конкретной неудачей для формирования правильного отношения к проигрышу, которых никому не избежать.

Ведь недаром в спорте учат не только выигрывать, но и проигрывать. Это крайне ценный навык.

Жизнь так устроена: сегодня ты выиграл, завтра проиграл. Это абсолютно всех касается.

И такое грамотное, во многом выстраданное умение справляться со своим проигрышем поможет пережить как несданный ЕГЭ, так и еще очень многие экзамены в жизни.

[3]

В СКР в растущем числе подростковых самоубийств обвинили ЕГЭ

А вот Интернет с его «деструктивным контентом» следователи оправдали.

Старший помощник главы СКР генерал юстиции Игорь Комиссаров озвучил статистику по подростковым суицидам. Только за девять месяцев 2018 года в России покончили с собой 583 несовершеннолетних. В прошлом году свели счеты с жизнью 692 тинейджера. Больше всего детских самоубийств пришлось на 2014 год – 800 случаев.

Читайте так же:  Лучшая марка нержавеющей стали

Говоря о причинах подростковых суицидов, Комиссаров отметил, что «не надо демонизировать» влияние Интернета. В досужих разговорах люди часто обвиняют во всех бедах Сеть и содержащийся в ней «деструктивный контент». Однако следователи уверены, что Интернет никогда не играл главной роли в суицидальных настроениях молодежи.

Подростки, по словам экспертов, решают расстаться с жизнь из-за целого комплекса причин. Среди них – неприятности в семье, трудности в общении со сверстниками и наркотики. Одной из основных причин депрессии и желания расстаться с жизнь следователи также назвали проблемы в школе, «ориентированной на показатели ЕГЭ».

Часто попытки суицида являются попыткой привлечь внимание, отметил Комиссаров. То есть ребенок решается на самоубийство тогда, когда его не видят и не слышат.

[2]

Смертельный экзамен: по России прокатилась череда самоубийств, связанных с ЕГЭ

Трагический случай произошел сегодня в Москве: 16-летний подросток разбился на смерть, выпрыгнув с седьмого этажа. Возможной причиной.

До рокового шага довел ЕГЭ?

Трагедия произошла около полуночи на Пулковской улице в Москве. 16-летний подросток вышел из окна своей квартиры на седьмом этаже. От полученных травм он скончался на месте. Версия самоубийства возникла сразу – по некоторым данным, причиной рокового шага мог стать неудачно написанный Единый госэкзамен по русскому языку. Впрочем директор школы №224, в которой учился подросток, сомневается в этой версии:

«Сразу после экзамена учитель спросила его, как он написал, он ответил, что хорошо», — рассказала директор Ольга Гинесина РИА Новостям.

По ее словам, парень мальчик был хорошистом, но иногда в итоговой успеваемости появлялись «тройки». Школьник ни с кем не конфликтовал, дружил с одноклассниками и учителями.


«Родители нас не поставили в известность о случившемся. Я разговаривала с мамой мальчика, она плачет, говорит, что ссор в семье никаких не было» — сказала Гинесина.

Не спешат с выводами по поводу ЕГЭ и в правоохранительных органах. По факту смерти мальчика проводит проверку Следственное управление СКП РФ по Москве. Руководитель ведомства Анатолий Багмет заявил «Интерфаксу», что увязывать смерть школьника и ЕГЭ пока рано. Следствие изучает все возможные мотивы.

Психолог Татьяна Волосовец в интервью РИА Новостям предположила, что школьник мог покончить жизнь самоубийством из-за проблем личного характера, а не из-за ЕГЭ.

Физика свела в могилу

И сегодня же стало известно о другой «жертве экзамена»: в Башкортостане девятиклассник выстрелил себе в голову, не сдав экзамен. Погибший – 14-летний Тимур У. Как сообщает издание Life News, парень был круглым отличником. Его любимым предметом была физика – не удивительно, что в качестве экзамена он решил сдавать ее. Двойка стала для ребенка настоящей трагедией – до такой степени, что он решил уйти из жизни.

Воспользовавшись моментом, когда он останется один, Тимур зашел в чулан и взял ружье покойного деда. Зарядив ружье, школьник выстрелил себе в голову. Вернувшиеся домой родственники нашли мальчика мертвым.

Как сообщил следователь, по факту самоубийства школьника ведется проверка.

А в конце мая в Воронежской области погиб 11-классник, выпускник средней школы села Новая Покровка Семилукского района. 18-летний парень повесился после того, как в середине мая неудачно сдал пробный ЕГЭ. Как сообщает РИА Новости, после провала парень очень сильно переживал, замкнулся в себе и в итоге довел себя до петли.

Хотя за пробный экзамен по математике даже не оценивался – это была лишь проверка собственных сил. При этом, как заявили чиновники, никто из педагогов не давил на школьника и не пугал его ЕГЭ. Парень был хорошистом, и никто не сомневался в том, что экзамен он сдаст. Чиновники свалили все на семью, которую назвали неблагополучной.

Страшная статистика

Страшную статистику можно продолжать: в апреле в Ставропольском крае застрелился одиннадцатиклассник. Тело обнаружила мать покойного, утверждающая, что в предсмертной записке самоубийца объяснил свой поступок провалом на ЕГЭ.

В марте подобное произошло в Красноярском крае: в школе-интернате поселка Байкит (Эвенкия) повесилась ученица 11-го класса.

По отзывам педагогов, у ребенка были нормальные отношения со сверстниками. Одноклассники и педагоги выпускницы уже опрошены. По словам бывшего классного руководителя, одной из возможных причин самоубийства школьницы могла стать школьная неуспеваемость и ее страх перед сдачей единого госэкзамена.

Изучив страшную статистику, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов заявил о том, что психологи должны вместе с педагогами готовить детей к ЕГЭ.

«Если человек сводит счеты с жизнью и заканчивает ее самоубийством, то виноваты в этом все, кто рядом с ним находился и не заметил того состояния, в котором он пребывал. Прежде всего, педагоги не должны нагнетать обстановку, она и так достаточно нервозная и накаленная: дети переживают и многие не могут с этим справиться», — цитирует Астахова РИА Новости.

По словам детского омбудсмена, к сдаче экзаменов учеников в школах должны готовить не только педагоги, но и, прежде всего, психологи.

«Вообще во всех школах России не хватает психологов, даже там, где они есть, они либо формально выполняют свою работу, либо совмещают ее с другой работой и бывают в школе нерегулярно. А современная школа сегодня требует постоянного присутствия психолога. И к таким экстраординарным ситуациям, как сдача экзаменов, зачеты, ЕГЭ, тем более должны готовить, причем готовить достаточно серьезно не только академически, но и психологически», — считает Астахов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Астахов привел страшные цифры: в каждом регионе страны ежегодно заканчивает жизнь самоубийством по 20-30 подростков. Это говорит о том, что дети в этом сложном периоде предоставлены сами себе.

Источники


  1. Зорин, П. Г. Гипнотизм и психология общения / П.Г. Зорин, Я.П. Зорин. — М.: Адити, 2018. — 288 c.

  2. Иванова, Ольга Сила баланса. Обретение себя и стабильного брака. Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (+ CD). Путь Четырех. Часть 1. Создайте баланс стихий в своей жизни (комплект из 3 книг) / Ольга Иванова , Ошо, Дебора Липп. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.

  3. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.
  4. Спок, Бенджамин Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок. — М.: Машиностроение, 2008. — 496 c.
  5. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.
Суицид из за егэ статистика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here