Свойства индивидуальности человека

Самое важное по теме: "свойства индивидуальности человека" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Свойства индивидуальности

Свойства индивидуальности (англ. properties of individuality) – бесконечная совокупность свойств отдельного человека. Согласно концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1898–1982), к С. и. относятся свойства разного уровня (которые традиционно изучаются разными науками): биохимические, общесоматические (напр., анатомо-морфологические), нейродинамические (т. н. свойства н. с.) ; психодинамические (по Мерлину, они включают свойства темперамента, которые при этом трактуются как эмоционально-волевые свойства, что не исчерпывает всех психодинамических свойств), психические свойства личности (в них выражаются содержательные отношения личности); социально-психологические свойства (напр., соц. роли).

На психологическом уровне исследований С. и. (личности) Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, В. М. Русалов и многие другие проводят различие между формально-динамическими (формальными качествами, по Выготскому) и содержательными психическими С. и.: первые характеризуют взаимодействия человека-субъекта со средой и др. людьми с т. зр. их динамической напряженности, показателями которой (независимо от мотивов, целей, отношений и т. д.) являются индивидуальный темп (скорость), интенсивность, пластичность, выносливость и др. характеристики (нередко предполагается, что такие С. и. в значительной степени генетически обусловлены); как отметил Мерлин, они являются формальными, потому что не связаны с к.-л. специфическим социально значимым содержанием ситуации, а динамическими, потому что определяют динамику (энергичность) психической деятельности; вторые – это совокупность всех прижизненно формирующихся в данной соц. среде признаков и свойств индивидуальной психики, к которым относят конкретные мотивы, цели, отношения (аттитюды), знания и др. особенности психики.

Кроме того, в психологии издавна проводилось разграничение между функциональными (операциональными, операционно-техническими) и содержательными свойствами (сторонами) психики. Напр., это различение представлено в концепции Выготского о системном и смысловом строении сознания. Т. о., на психологическом уровне исследования индивидуальности (личности) следует различать по крайней мере 3 комплекса С. и.: психодинамические, функциональные, содержательные. (Б. М.)

Индивидуальность — как стать сильной личностью, развив индивидуальность?

Ребенок приходит в этот мир уже уникальным, с набором типологических и генетических особенностей присущих только ему, и в процессе социализации становится личностью с индивидуальностью, которую, по мнению российского ученого-психолога А.Г. Асмолова надо отстаивать в обществе.

Что такое индивидуальность?

Человечество как вид, в целом, имеет много объединяющих характерных черт: пол, расовая принадлежность, цвет глаз и волос и т.д., но есть параметры, которые выделяют конкретного человека и проявляются в полной мере в процессе социализации личности. Индивидуальность (с лат. Individuum – особь) — это отличительные особенности каждого человека проявляющие себя в уникальности и неповторимости:

  • психических процессов;
  • темперамента;
  • мышления;
  • внешнего вида;
  • паттернов поведения;
  • интересов, характерных для личности.

Индивидуальность в социологии

Личность человека является неотъемлемым звеном в развитии общества в целом. Социальная структура, с ее нормами и правилами, оказывает непосредственное влияние на формирование индивида и объединяет людей, как носителей данного социума. Проявление индивидуальности в социологии может выражаться вариациями жизненных стратегий в ходе самореализации – у всех они разные в силу приобретенного опыта.

Индивидуальность в психологии

Научная психология разделяет развитие человека на определенные этапы, в ходе которых личность приобретает те или иные новообразования (способности, умения, черты характера). С детства, проходя через кризисы (1 года, 3 и семи лет) ребенок научается многим жизненно необходимым вещам, и раскрывает первые таланты. Индивидуальность это – в психологии три интегрированные формы развития:

  • онтогенез – индивидуальное развитие организма;
  • раскрытие личностных свойств – жизненный путь;
  • формирование профессиональной реализации и компетенции.

Современная психология рассматривает индивидуальность человека, как сложную многомерную систему с присущими ей закономерностями. Самым важным индикатором успешного проявления индивидуальности является творческая энергия личности, имеющую в основе своей созидательную основу. Сформированную индивидуальность можно отследить по тому вкладу (духовному, материальному), который человек вносит в общественное развитие.

Признаки индивидуальности

Человек рождается со своими задачами, устремлениями и миссией. Окружающая среда, начиная с родительской семьи и заканчивая социумом, вносит свои ограничения в виде запретов, норм, установок и традиций. Как элемент общества люди носят в себе эти соответствия и в этом схожи. Тогда как же происходит формирование неповторимости индивида? Понятие индивидуальность – имеет много уровней, целостность которых возможно замерить только с помощью математической статистики. Факторная индивидуальность включает в себя признаки:

  • особенности познавательной сферы (нетривиальные мышление, воображение, память);
  • неординарные способности;
  • богатый «внутренний» мир человека, формирующийся в ходе развития личности;
  • самоценность;
  • интеграция и активность в обществе: установление уникальных межличностных отношений, свойственных только конкретному человеку;
  • творчество, вытекающее из личностного неповторимого восприятия мира;
  • самореализация через личностный вклад в культуру и духовное развитие города, страны, мира;

Индивидуальность — это плохо или хорошо?

Люди привыкли разделять вещи, события, явления на «черное» и «белое». Все имеет свою полярность. Качества, характеризующие личность, могут быть в переизбытке, становясь резко отрицательными по меркам социума и индивидуальность человека не исключение. Индивидуальный стиль художника и индивидуальный «почерк» преступника окрашены разными оттенками морального отношения. Индивидуальность, переходящая в эксцентричность вызывает у людей, по меньшей мере — недоумение.

Подавляет ли коллектив индивидуальность?

Человеческая индивидуальность на определенном отрезке пути нуждается в группе, где может расцвести и реализоваться. Человек начинает профессионально расти, превосходить в результатах деятельности или по качеству работы «середнячков» коллектива – формируется конфликт между группой и личностью. Ярко выраженная индивидуальность вызывает раздражение у остальных членов коллектива, которые посредственно относятся к своим обязанностям. Другое развитие сценария происходит в творческих коллективах, где индивидуальность личности только приветствуется.

Чем отличается индивид от индивидуальности?

Понятия Индивидуальность и индивид стоят в одном ряду применительно к описательной характеристике людей. Индивид – это первое определение, которое можно отнести к рожденному человеку, используется как биологический термин. Социальная психология выделяет отличия между схожими на первый взгляд понятиями:

Индивид (лат. – цельный, неделимый):

  • отдельно взятый человек, член общества.
  • более широкое по смыслу определение, включающее в себя обусловленную природой данность – набор генов, фенотипические особенности, гендер, возраст, телосложение.

  • уникальный набор качеств конкретного индивида.
  • развивается со временем: путь человека длиною в жизнь с этапами становления личности, самоопределения, осознания своего места в жизни.

Чем отличается личность от индивидуальности?

Уникальность личности выражена в ее индивидуальности. Эти два понятия часто синонимично связывают между собой. Найти индивидуальность вне личности невозможно. Психологи утверждают что личностью стать гораздо сложнее, индивидуальность и так присуща каждому человеку и только сформировавшаяся личность может полностью раскрыть для общества свою индивидуальность. В психологическом контексте определения индивидуальность и личность имеют различия:

  • становление происходит на протяжении всей жизни во время взаимодействия с социумом;
  • зрелый человек с устоявшимися взглядами и мнениями на жизнь;
  • обладает стабильными характеристиками качеств, которые остаются даже при меняющихся условиях среды.
  • человек получает с рождением и у каждого она своя;
  • помогает выделиться человеку из толпы, но при этом сам он может и не являться личностью;
  • часто меняется под воздействием общества.
Читайте так же:  Скромность это хорошо или плохо

Как стать индивидуальностью?

Знаменитое изречение О. Уальда гласит: «Будь собой, остальные роли заняты». Сегодня стало модным выражать индивидуальность, выделяться среди других. Но та ли эта индивидуальность, которая заставляет обратить на себя внимание в положительном, запоминающемся аспекте, каждый определяет это сам. Развитие индивидуальности предполагает огромную внутреннюю работу личности:

  • выработка своего стиля (одежда, манера речи, прическа, жесты);
  • формирование собственной точки зрения;
  • развитие речевых навыков (выступление на публике);
  • перестать заботиться о том, что думают или скажут другие (здоровый пофигизм);
  • повышение уверенности;
  • постоянное напоминание себе о своей уникальности и неповторимости.

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Каждый человек несет в себе что-то, что делает его уникаль­ным, исключительным, то есть обладающим индивидуальностью. Человек как индивидуальность входит в коллектив, выполняет определенную работу и играет определенную роль, им нужно уп­равлять, помогая раскрыться и задействовать свой потенциал, создавая необходимые условия для успешной работы, взаимо­действия с окружающими и решения собственных жизненных проблем.

Индивидуальность человека имеет три начала. Во-первых, каж­дый в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность конкретного человека.

Индивидуальность человека формируется также под влияни­ем трех групп факторов. Первую группу составляют наследствен­ность и физиологические особенности. Наследственность сохра­няет и передает внешние черты человека, но может и передавать некоторые поведенческие черты. Физиология человека свиде­тельствует о том, что в людях очень много общего, определяюще­го их поведение. В частности, одинаковым для всех является син­дром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раз­дражение.

Вторую группу составляют факторы, проистекающие из окруже­ния человека. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность оказывает культура, в которой он формируется. Человек в обществе усваивает нормы поведения, определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность в значительной степени определяет­ся семьей, воспитанием. В семье дети усваивают определенные по­веденческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям. В-третьих, на индивидуальность человека сильное влияние оказывает принад­лежность к определенным группам и организациям. У личности вырабатываются идентификация, задающая некий тип, с которым она себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения, в ча­стности реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвер­тых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, обстоятельств, случайных событий. Иногда именно эта группа факторов может привести к существенному из­менению личности.

Третью группу факторов составляют черты и особенности харак­тера человека: индивидуальность оказывает влияние на собствен­ное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в своем развитии, а не является только продуктом наследственности и окружения.

При всей глубине и разнообразии индивидуальностей можно выделить некоторые направления их характеристик.

Есть люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитар­ным характером считают, что должны быть порядок и различия в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений, использованию силовых методов в принятии решений и управлении. Любовь и вера в людей оказывают сильное влияние на взаимодействие индивида с окружающими. Это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки.

Чувствительность к другим людям проявляется в способности сочувствовать, принимать близко к сердцу чужие проблемы, в уме­нии поставить себя на место другого. Люди, обладающие такими чертами, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к об­щению с людьми.

Стабильность в поведении играет большую роль в установлении взаимоотношений индивида с окружением. Если человек стабилен, ответствен, в целом предсказуем, окружение воспринимает его по­ложительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен, склонен делать непредсказуемые шаги, у коллектива возникает не­гативная реакция.

Самооценка, то есть то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т. д., оказывает сильное влияние на их поведение. Индивиды с высокой самооценкой обыч­но добиваются большего в жизни, так как ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи.

Восприятие риска является важной поведенческой характерис­тикой. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать их при меньшем количе­стве информации. При этом результат решения необязательно бу­дет хуже, чем у тех, кто скрупулезно его готовит.

Догматизм обычно является чертой характера индивидов с огра­ниченными взглядами. Догматики воспринимают окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты и оценивают лю­дей по тому, как они относятся к догмам и авторитетам. Они не склонны к сбору большого количества информации, достаточно быстро принимают решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в их правильности. Догматики пред­почитают работать в хорошо структурированных коллективах неза­висимо о того, какую ступень они занимают.

Комплексность осознания явлений отражает способность чело­века разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, син­тезировать общие представления или заключения о нем. Люди с вы­сокой комплексностью осознания проявляют большие способнос­ти к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают комплексные решения.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то для него характерно на­личие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он счи­тает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то он обладает внешней сферой-контроля (экстра­верты). Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, удов­летворены своей работой. Им нравится неформальный стиль уп­равления, они любят воздействовать на других, но не любят воз­действовать на себя, с удовольствием занимают руководящие по­сты. Экстраверты же, напротив, предпочитают формальные структуры, работу под руководством кого-либо. Если же они зани­мают руководящие должности, то широко используют методы си­лового воздействия.

В современном менеджменте индивидуальности человека уделя­ется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех коллектива напрямую зависит оттого, насколько успешно он может задействовать весь имеющийся в его распоряжении челове­ческий потенциал.

Необходимость изучения индивидуальности вызвана также тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях. Связано это с тем, что часто при оценке других мы опираемся на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Невер­ные выводы создают основу для конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении. Это наносит ущерб отдельным людям и кол­лективу в целом.

Однако, признавая значимость и полезность управления инди­видуальным поведением, следует помнить, что оно зависит не толь­ко от персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществля­ются действия. Поэтому изучение человека должно вестись в сово­купности с изучением ситуации.

ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ

Взаимодействие личности и коллектива носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способству­ет решению коллективных задач, но и коллектив оказывает боль­шое влияние на человека, помогая ему удовлетворять свои по­требности в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировать личность и т. д. Отмечено, что в коллективах с хо­рошими взаимоотношениями, активной внутригрупповой жиз­нью люди имеют лучшее здоровье, лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем в тех, где существуют неразрешимые конфликты и неста­бильность. Коллектив защищает личность, поддерживает ее и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения.

Читайте так же:  Цинизм кристина мизухара

Но коллектив не только помогает человеку выживать и совер­шенствовать свои профессиональные качества. Он меняет его пове­дение, внося в него зачастую существенные изменения. Отметим некоторые существенные изменения в поведении человека, проис­ходящие под влиянием коллектива.

Во-первых, под влиянием коллектива происходят изменения та­ких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т. д. Он расширяет сферу своего вни­мания за счет усиления интереса к другим членам коллектива. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это су­щественно меняет взгляд индивида на себя, свое место в окружении и на окружающих.

[3]

Во-вторых, в коллективе человек имеет определенный «вес». Коллектив не только распределяет задания и роли, но и определяет позицию каждого. Члены коллектива могут делать совершенно одинаковую работу, но при этом иметь разный «вес». И это будет дополнительной существенной характеристикой для личности, ко­торой она не обладала и не могла обладать, находясь вне коллекти­ва; Для многих членов коллектива эта характеристика может быть не менее важной, чем формальная позиция.

В-третьих, коллектив помогает личности обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с коллекти­вом, и это приводит к существенным изменениям в его мировос­приятии, в понимании своего места и предназначения.

В-четвертых, находясь в коллективе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать такие предложения и идеи, которые он никогда бы не выдал, если бы осмысливал пробле­му в одиночку. Эффект «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал личности.

В-пятых, отмечено, что в коллективе человек в гораздо большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность является источником более действенного и активного поведения людей в группе, чем если они действуют в одиночку.

Часто личность долго сопротивляется воздействиям со стороны коллектива, многие воздействия она воспринимает только частич­но, некоторые полностью отрицает. Входя в коллектив, вступая во взаимодействие (групповым окружением, человек не только изме­няется сам, но и оказывает воздействие на коллектив, других его членов.

Взаимодействие личности с коллективом может носить характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться различная степень проявле­ния.

В случае кооперации между личностью и коллективом устанав­ливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели коллектива как не противоречащие его соб­ственным, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, по­ложительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, вос­принимает решения коллектива.

При слиянии наблюдается установление таких отношений меж­ду работником и остальной частью коллектива, когда каждая из сто­рон рассматривает другую как органическую составляющую едино­го целого. Человек строит свои цели, исходя из целей коллектива, в значительной мере подчиняет свои интересы коллективу и иденти­фицирует себя с ним. Коллектив, в свою очередь, также старается смотреть на личность не как на исполнителя определенной роли, а как на преданного делу человека. В этом случае коллектив берет на себя заботу о работнике, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и личных проблем.

В случае конфликта наблюдаются противопоставление интере­сов личности и коллектива, борьба между ними за разрешение этого противоречия. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов:

организационные — связаны с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в коллективе и т.д.;

[1]

эмоциональные — недоверие к человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т. д.

Оценка конфликта зависит от того, к каким последствиям для личности и коллектива он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическое противоречие, разрешение которого носит разрушительный характер для личности и коллектива, он должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаи­моотношений личности и коллектива.

Но нередко конфликт внутри коллектива носит позитивный ха­рактер и может привести к благоприятным последствиям. Во-первых, он может повысить мотивацию к достижению целей, вызвать дополнительную энергию к действию, вывести коллектив из устой­чивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привес­ти к лучшему пониманию отношений и позиций в коллективе, уяс­нению членами их роли и места в нем, к более четкому пониманию задач и характера деятельности коллектива. В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в поиске новых путей функцио­нирования коллектива, новых подходов к решению задач, генери­ровании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между его членами, что, в свою очередь, может предотв­ратить обострение отношений в будущем.

[2]

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите об особенностях психологии личности.

2. Как характеризуется индивидуальность человека?

3: Какие существуют формы взаимодействия личности и коллектива?

Основные характеристики человека как индивидуальности

Индивидуальность человека состоит: в том, что каждый индивид неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид – это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.

Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но

истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом

индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.

Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как

индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.

Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального,

сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность – это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная».

Читайте так же:  Эфтаназия или эвтаназия

Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.

Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.
26,Самосознание личности

Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Самосознание является одним из компонентов личности. Этапы становления самосознания начинаются в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания — осознание личностью своего «Я», своей отдельности от других людей. Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка.

Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.

Уже на первом году жизни ребенок отделяет себя от своих зрительных образов, т. е. осознает, что мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов. По мнению В. В. Столина, в основе сознаваемости лежат расщепляемостъ, т. е. выделить свое феноменальное «Я» из мира.

Однако выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции.

Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т. е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В. В. Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения) В процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. он усваивает а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы; б) образ самого себя; в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок; г) самооценки самих родителей; д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.;

3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4) система контроля за ребенком; Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.

Например, жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений. Предсказуемый либо непредсказуемый характер родительского контроля может трансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения.

5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну); Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и ребенком, которые могут предполагать:

а) равенство общающихся; б) функциональное неравенство, т. е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т. п.; в) систему трансакций – действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).

6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье. Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, т. е. совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений и проч., которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ» входит в содержание индивидуального «Я» ребенка.

7) механизм идентификации. Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т. е. уподобление Себя в форме переживаний и действий другому лицу. Действие этого механизма хорошо проиллюстрировано 3. Фрейдом в его теории психосексуального развития ребенка, в частности на третьей – фаллической стадии развития.

3.5.2. Этапы развития самосознания

1) формирование у ребенка схемы тела – субъективного образа раположения и движения своих частей тела в пространстве

2)начало ходьбы. вместе с этим ребенок получает относительную автономность в передвижении, что порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношениям к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я».

3) формируется полоролевая идентичность

4)овладение речью. Меняет его взаимоотношения со взрослыми. ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

3.5.3. структура самосознания.

«Я»-реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.

3.5.4. О функции самосознания. Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Эта формула в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10207 —

| 7235 — или читать все.

Индивидуальность в структуре личности.

С.Л. Рубинштейн утверждал, что «индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность».

Индивидуальность — совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Читайте так же:  Статусы про чсв

В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал «полноценно функционирующим человеком» для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга.

Личность человек обретает только во взаимодействии с обществом, причем это тесно связано с социальными условиями и исторической эпохой, в которую он проживает.

Понятие индивидуальности человека – это процесс, при котором личность выделяется из общества и становится уникальной. Тем не менее, на индивидуальность человека также в той или иной степени влияет социум, его окружающий. Та личность, которая имеет индивидуальность, является самобытным состоявшимся человеком.

Главной причиной становления индивидуальности можно назвать сугубо индивидуальный жизненный путь.

Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, что нередко делается, ни отрывать от нее. Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна. Но индивидуальность человека проявляется не только в его личности, но и в его организме (К. К. Платонов

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Характеристика индивидуальности человека

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.

Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных.

Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.

Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности, так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда очень существенное.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.

Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности. Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки.

Читайте так же:  Толерантность сегодня это синоним вранья

Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.

Восприятие риска является важной поведенческой характеристи-чкой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.

Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляются с управленческой работой.

Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания. Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что данные руководители стремятся к использованию разнообразных ресурсов при решении задач.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия.

Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.

Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом.

Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а следовательно, к управлению человеком.

Источники


  1. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.

  2. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.

  3. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2017. — 345 c.
  4. Толстая, Наталья Защитная книга от ссор и предательств. Стратегия победы настоящей женщины / Наталья Толстая. — Москва: ИЛ, 2015. — 288 c.
  5. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец. Мужчина и Женщина. Мужчина vs Женщина (комплект из 3 книг) / Татьяна Тасуева и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 784 c.
Свойства индивидуальности человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here