Толерантность детский сад

Самое важное по теме: "толерантность детский сад" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Толерантность детский сад

Чащина Ольга Сергеевна

МБДОУ №54 — детский сад; Екатеринбург

Проект «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

Каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка — период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Как показывает опыт, наиболее перспективен интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.

Воспитание жителя поликультурной державы нужно начинать с самого раннего возраста.

Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»

Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Вид проекта: творческо-исследовательский,

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: Дети 5-7 лет, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, учителя – логопеды, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

  • Сформировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
  • Укрепить отношения между детьми, родителями и дошкольным учреждением.
  • Сформировать представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.

Задачи проекта для детей:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

  • ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
  • повышение компетентности родителей по правовым вопросам
  • оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Читайте так же:  Гипотеза римана доказана

I этап. Организационно-подготовительный

Цель.

  • Разработать план работы МБДОУ по формированию толерантности
  • Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности
  • Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
  • Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ,
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.
  • Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.

Задачи I этапа:

  • Разработать планы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности
  • Провести родительское собрание по проблеме развития толерантности у детей.
  1. Тестирование родителей на тему: «Знаете ли вы как воспитать толерантного человека?»
  2. Анкетирование родителей для самооценки толерантности: «Черты толерантной личности»
  • Создание предметно-развивающей среды: иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек, детская художественная литература.

II этап. Основной

Цель. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи.

  • Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
  • Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
  • Осуществлять контроль над реализацией проекта.

Реализация проекта в образовательной деятельности:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.

3. Интегрированная образовательная деятельность.

Занятия строятся на гуманистической позиции:

– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,

– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.


Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

4.Проектная и исследовательская деятельность:

Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры, создание мини-музеев о народностях РФ.

5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:

— День прав ребенка,

[1]

— День добрых дел,

— Семья – всему голова

— Мы помощники и т.д.

6. Издание групповых тематических газет и плакатов.

Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.

7. Работа с родителями:

  • Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
  • Организация совместной деятельности.
  • Мастер классы.

«Узнаем друг о друге»

Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.

«Ступени в мир национальностей»

Ознакомить детей с разработанной программой

«Давайте жить дружно»

Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

НОД по ознакомлению с окружающим

«Что такое, кто такой?»

Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность

Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей

Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению

«Детские подвижные игры разных народов»

Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх

НОД по трудовой деятельности

«Обновка для группы»

Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита

Совместное разучивание народных игр

III ЭТАП. Заключительный

Цель. Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задачи.

1. Обобщить результаты работы;

2. Провести анализ деятельности;

3. Осуществить презентацию материалов проекта;

Планируемые результаты проекта:

  • Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
  • Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди воспитателей и специалистов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
  • Снижение уровня агрессивности детей и родителей.
  • Повышение уровня знания о культуре своего народа и народов родного края.
  • Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

Толерантность в детском саду

Подготовила — Надежда Кузьмина

Многонациональная наша столица постоянно пополняется приезжающими на учебу и работу иностранцами. Молодежь жениться, появляются дети, которые в последствие начинают посещать обыкновенные московские школы и детские сады. Подчас такие ребята не имеют никакого представления о российской культуре и обычаях, а русские дети, в свою очередь о их культуре. Образуется целая пропасть между детьми, они не знают как играть и общаться на детской площадке и в детском саду. Воспитатели тоже не блещут основами толерантности, и порой обижают детишек с другим цветом кожи неосторожным замечанием…

Читайте так же:  Развитие деятельности общения ребенка со сверстниками

Московские депутаты вышли с инициативой укрепить межнациональную политику и начать учить толерантности уже в детских садах.

Они предложили отправить воспитателей детских садов из столицы на специальные курсы, где их научат прививать детям толерантность. В школах предлагается ввести факультативные занятия, на которых педагоги будут рассказывать о культурах народов России и ближнего Зарубежья.

Рамазан АБДУЛАТИПОВ, посол России в Таджикистане:

— Нам нужна огромная просветительская деятельность. Упор на изучение национальных языков, развитие самосознания у каждого этноса, должно вестись национальное воспитание. Если бы оно велось, не было тех же конфликтов на Кавказе. Нужно вводить такое образование в обычных школах, должна быть общероссийская программа адаптации мигрантов к русскому населению, и наоборот. А пока мы лишь только рассуждаем о какой-то толерантности. А нужно на практике интегрироваться, узнавать, понимать друг друга. Иначе мы непременно придем к обострению национального сепаратизма.

Статья Воспитание толерантности в детском саду
статья на тему

Вложение Размер
statya_na_seminar.docx 18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Товарищева Елена Владимировна

Воспитатель : 2квалификационная категория

МБДОУ №6 «Улыбка» г.Зеленодольск

Воспитание толерантности в детском саду.

Воспитание толерантности в детском саду.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

В решении задач формирования толерантности особую роль я отвожу дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

В младшем дошкольном возрасте формирую у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

В формировании толерантности у дошкольников опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные и татарские подвижные игры.

4) проведение татарских, русских народных праздников, в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших республик -соседей;

6) знакомство детей с традициями народов разных республик и стран;

7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

В результате, выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Толерантность в детском саду
статья на тему

Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами

Вложение Размер
tolerantnost_v_detskom_sadu.docx 642.12 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность в детском саду.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

В соответствии с Декларацией принципов толерантности ( ЮНЕСКО , 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: « ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям »

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения.. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

Читайте так же:  Кашель курильщика бросившего курить

Хорошо, если в детском саду проводятся мероприятия, направленные на воспитание толерантности, в которых бы активное участие принимали родители, искренне желающие рассказать о своей родине, традициях и обычаях .

Каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка — период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

В связи с увеличением потока мигрантов из стран ближнего зарубежья в детских садах Санкт-Петербурга растет число детей разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение — это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках.

Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Как показывает опыт, наиболее перспективен интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.

Воспитание жителя мультикультурной державы нужно начинать с самого раннего возраста.

Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.

Воспитание толерантности

Подготовила — Надежда Кузьмина

Толерантность от латинского tolerantia означает «терпение». Терпение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям и идеям. Но такое терпение не означает, что нужно что-то или кого-то сносить из-за снисходительности. Толерантность это, прежде всего готовность благосклонно признавать и принимать поведение, убеждения и взгляды других людей.

Все знают печальную историю Холокоста. Весь смысл которого был в том, что априорная вина и младенца, и старика была в их национальном происхождении и людей уничтожали только за это. Задача современного цивилизованного общества не допустить подобных трагедий.

Толерантность — проблема нравственная, а не юридическая

Толерантности, уважению, пониманию равноправия нужно учить с детства, разговаривать на эти темы в семье, дошкольном образовании. Ведь не секрет, что мнение и отношение родителей в этом вопросе во многом являются авторитетными для ребенка. Если для взрослых толерантность станет нормой жизни, то и ребенок усвоит и осознает это как истину. В Советском Союзе национальных проблем не возникало, поскольку всех в многонациональной стране учили относиться друг к другу с уважением. Культурные мероприятия, спектакли, выступления объединяли и русских, и украинцев, и таджиков, и казахов.

Сегодня одними лишь законами не воспитать толерантность, не изменить ситуацию, связанную с национальной и религиозной нетерпимостью. Прежде всего, необходимо менять сознание общества. Закон — это последняя грань, поскольку он регулирует крайнюю степень поведения человека. Если хотите, то воспитывать толерантность нужно начиная еще с песочницы, в детском саду, в дошкольном образовании. Учить нужно не только уважительному отношению к другому цвету кожи, или разрезу глаз, а прежде всего – уважению к себе, к своему народу как к сильной и многоконфессиональной и разноплановой нации.

Как сделать мир многоцветным

Научить толерантности детей можно только на собственных примерах. Для этого нужно уделять больше внимания изучению истории собственной страны, её традиций и обычаев в дошкольном образовании. Ведь на неуважении к собственной культуре невозможно построить уважение к какой-то чужой. И в этом главную образующую роль играет не только детский сад или школа, а прежде всего семья. Поэтому начните с себя. Вспомните историю своей семьи и расскажите своему ребенку, как его прапрадед воевал бок о бок с однополчанином из Узбекистана или, как внучатая племянница бабушки вышла замуж за армянина.

[2]

Начните с малого, и воспитайте прежде всего в себе, а потом уже в своем ребенке современного и терпимого человека.

Читайте так же:  Диагностика уровня самооценки

Толерантность детский сад

Автор: Алексеева Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 45 «Земляничка»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия) г. Якутск

Актуальность. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для России и в том числе Республики Саха (Якутия) в последнее время стала очень актуальной. Наша республика многонациональна, на ее территории проживают представители более 100 национальностей: якуты, эвены, эвенки, юкагиры, русские, буряты, татары, армяне, азербайджанцы и др.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Изучая традиции, культуру других народов дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к людям другой национальности.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + педагог». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка образовательного учреждения и семьи, объединивших свои усилия в воспитательно-образовательном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Гипотеза – семейный клуб может стать эффективной формой организации взаимодействия детского сада с семьей в вопросах формирования толерантности у детей дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

— программно-целевое обеспечение работы клуба

— выстраивание работы клуба в соответствии с принципами системности, последовательности, логичности, культуросообразности, регионализма

— наличие методических разработок по организации клубной формы взаимодействия детского сада с семьей с включением содержания интернационального воспитания;

— соблюдение основных принципов построения взаимодействия с семьей: сотрудничества, активности, сознательности, открытости и доступности и т. д.

Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

* ознакомление детей с историей и культурой семьи, родного края, России, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает малыша с рождения;

* воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты;

* воспитание гражданских чувств дошкольников: гордость за свой народ и свою Родину, дружелюбие, отзывчивость, толерантность;

* объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

> целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности

> единство влияния семьи и дошкольного образовательного учреждения на формирование поликультурной компетенции детей дошкольного возраста

> интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию поликультурной компетентности детей

Принципы содержания работы:

* комплексно- тематический подход к планированию.

[3]

* личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса.

* интеграция образовательных областей.

* использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.

* обеспечение эмоционального и практического компонентов толерантности.

* построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.

Анализ разнообразия активных форм и оценка их потенциальных возможностей для реализации задач ознакомления с национальными культурами позволил нам определить, что наиболее целесообразной формой можно считать организацию семейного клуба, направленной на формирование социально-педагогической культуры родителей.

Подтверждение гипотезы потребовало проведение экспериментального исследования включающего констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента.

На базе МБДОУ Детский сад № 45 «Земляничка» был проведен первоначальный этап эксперимента, имеющий свой целью выявление уровня сформированности социально-педагогической культуры у родителей. Для реализации этой цели были определены показатели, критерии и дана характеристика уровней сформированности культуры, а также подобран диагностический инструментарий для оценки отдельных компонентов культуры родителей.

Анализ результатов показал, что знания и представления у родителей об особенностях свой национальной культуре имеются, но в большинстве случаев они носят отрывочный и бессистемный характер, к тому же, не отличаются аргументированностью. Также родители слабо представляют возрастные возможности и особенности своих детей, что во многом и затрудняет процесс воспитания ребенка в духе диалога-культур. К тому же у большинства родителей мы отметили наличие стереотипов в поведении по отношению к представителям разных национальностей. Но вместе с тем большинство из них показали достаточный уровень заинтересованности в познании, как собственной национальной культуры, так и культуры других национальностей.

С целью повышения уровня социально-педагогической культуры нами был проведен формирующий этап эксперимента, предполагающий реализацию плана — программы семейного клуба «В семье единой».

В каждом месяце было запланировано по одной основной встрече с родителями. Кроме этого, план-программа предполагал организацию вспомогательных форм работы с родителями. В основное содержание работы клуба мы решили включить ознакомление с многообразием национальной культуры разных народов, поскольку именно она помогает в яркой, образной и доступной для понимания детей форме передать некоторые национальные особенности. Продуманные и предусмотренные нами формы работы, предполагали встречи, на которых у родителей была возможность не только самим узнать что-то новое, но помочь своим детям окунуться в мир национальной культуры. Достаточно продуктивно проходили такие формы работы как: игра «Хоровод национальностей», игра — драматизация «В мире сказки», которые имели своей целью формирование первоначальных представлений об основных ценностях той или иной национальной культуры.

Основные направления в работе по реализации программы

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей. Изучение народных игр.

Социально – нравственное воспитание

Изучение традиций народов проживающих в республике.

Знакомство с фольклором разных национальностей (потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Ознакомление с окружающим

Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Знакомство с литературой народов России. Чтение сказок разных народов.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания.

В нашем детском саду созданы развивающие зоны, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления проекта:

Читайте так же:  Как сделать гражданский брак

* «Якутский балаган» – дает представление детям о жизни якутов, одежде, предметах быта.

* Студия изобразительного искусства – дети имеют возможность получить изобразительные умения и навыки рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством.

* Экологический уголок – формирование у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними.

* Мини-музей – собрание коллекции кукол в национальной одежде, флаги и символика разных республик, предметы народно-прикладного искусства (хохлома, гжель, дымковская игрушка и т.д.)

* Уголок ИКТ – дети имеют возможность просматривать видеосюжеты документальных фильмов из истории России, Республики Саха (Якутия) и других национальностей, концертные выступления коллективов разных народов и т.д.

В деятельности ДОУ приоритетными направлениями приобщения детей к национальным культурам и традициям можно назвать следующие

1. Окружение ребёнка предметами национального характера – создание этнического мини-музея.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности народного творчества. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для реализации указанных направлений мы используем самые разнообразные средства:

* общение с представителями разных национальностей;

* устное народное творчество;

* игру, народную игрушку и национальную куклу;

* декоративно-прикладное искусство, живопись;

1.Игры и игровые упражнения, направленные на:

* развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Герои из сказки»;

* развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

* развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Смайлики»:

* гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Что означает мое имя»;

* развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

* развитие умения понимать настроение окружающих: «Мешочек счастья»;

* регулирование своего поведения: «Коврик мира»;

* проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Дерево дружбы», «Все дети любимы»,

2.Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3.Этюды и упражнения направленные на:

* на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

* воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Подарок другу», «Хоровод дружбы».

4.Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5.Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6.Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Мои друзья», «Ковер дружбы», «Дети планеты Земля»,

7.Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В основу содержания легли:

– работа с педагогическим коллективом,

– работы с детьми,

– работа с семьей воспитанников ДОУ.

Работа с педагогическим коллективом предполагает следующие формы работы:

* повышение профессиональной компетентности каждого педагога через систему семинарских занятий-практикумов– выявление, обобщение и распространение передового опыта среди педагогов ДОУ

* проведение мастер – класса,

* системное самообразование педагогов,

* творческие мастерские, конкурсы,

Работа с воспитанниками ДОУ:

* Фольклорные и тематические праздники

Мероприятия для родителей

* Циклы лекций и практических занятий

* Гостиные по интересам (тренинги, деловые игры, практикумы, творческие мастерские) для родителей

* Досуговые мероприятия совместно с детьми, организованные в детском саду

* тематические дни в ДОУ;

* целевые экскурсии совместно с детьми по городу.

1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

4. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Источники


  1. Ошо Мужчина и женщина. Мир в гармонии и целостности. Мужчина и женщина. Секреты взаимности в астрологии и психологии. Танец энергий. Мужчина и женщина (комплект из 3 книг) / Ошо, Хайо Банцхаф , Бриджит Телер. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 688 c.

  2. Протоиерей, Александр Ильяшенко Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью / Протоиерей Александр Ильяшенко. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 144 c.

  3. Александр Кичаев Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Научитесь правильно отпускать. Секрет успеха (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Бригитта Нойзидл. — М.: ИГ «Весь», 2013. — 640 c.
  4. Чернова, Г. Р. Психология общения / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 240 c.
  5. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.
Толерантность детский сад
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here