Толерантность к неопределенности

Самое важное по теме: "толерантность к неопределенности" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Методика «Толерантность к неопределенности»

Методика разработана американским психологом С. Баднером (Budner S., 1982). Толерантность к неопределенности рассматривается различными исследователями как личностная черта. Диагностика толерантности к неопределенности необходима в различных областях психологической работы, например при проведении тренингов, приеме на работу и т. д. Для диагностики этого типа толерантности также можно использовать проективные методы, в частности метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.

Человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. В непривычной ситуации он видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков.

Если человек интолерантен к неопределенности, это значит, что он склонен воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или ее двусмысленность доставляют такому человеку дискомфорт. Интолерантные к неопределенности люди лучше чувствуют себя в привычной, знакомой обстановке и предпочитают четкие формулировки, ясные цели и простые задачи.

Методика исследования толерантности к неопределенности была переведена и адаптирована Г. У. Солдатовой и ее сотрудниками.

Новый опросник толерантности к неопределенности НТН

Новый опросник толерантности к неопределенности представляет собой русскоязычную интегральную методику, предназначенную для измерения такой личностной характеристики, как толерантность к неопределённости. Разработана в 2009 году Т. В. Корниловой.

Пройти Новый опросник толерантности к неопределенности, 33 вопроса

В качестве достаточно широкого понимания толерантности к неопределенности в зарубежной психологии можно привести следующее определение: это «способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью» . В отечественных исследованиях толерантность получила трактовку в качестве интегральной личностной характеристики, изучаемой в следующих основных ракурсах: психологической устойчивости, системы личностных и групповых ценностей, личностных установок и совокупностей разноуровневых индивидуальных свойств.

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Т. В. Корнилова
• Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности
Психологический журнал, 2010. Т. 30. № 6

В статье представлены результаты апробации – на выборке в 623 чел. – нового опросника толерантности к неопределенности – НТН, в основе которого легла схема соединения А. Фурнхамом известных ранее в зарубежной литературе шкал. Обоснована представленность в опроснике НТН трех шкал – толерантности к неопределенности (ТН), интолерантности к неопределенности (ИТН) и межличностной интолерантности к неопределенности (МИТН). С помощью структурного моделирования установлены латентные переменные, с которыми связаны эти три шкалы НТН и другие измерения личностных свойств – готовности к риску, использования интуиции, готовности к принятию решений.

Толерантность к неопределенности

Особенности современного общества приводят к возникновению большей неопределенности по сравнению с более ранними этапами его развития. По мнению А.Г. Асмолова, «в любом социально-историческом образе жизни существует зона неопределенности, в которой проявляются индивидуальные качества личности при встрече с непредвиденными ситуациями» [Асмолов А.Г.,2002]. С развитием общества «зона неопределенности» расширяется, требуя от человека большей самостоятельности и ответственности при принятии решений.

В детском возрасте взаимодействие личности со средой представляется более опосредованным группами, в которые включен ребенок, и родителями, чем в юности и взрослом возрасте. Само включение в макрогруппу (человечество), характерное для юности, требует принятия ответственности за свои действия и решения, вместе с тем такое включение связано с расширением «зоны неопределенности».

В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, человеку требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей и проблем. Непредсказуемость, связанная с невозможностью получить хорошее образование, неспособностью найти достойную работу, перейти из одной сферы деятельности в другую и т.д. мешает людям полноценно жить. Большинство людей, по данным зарубежных авторов (Бруннер Дж., Бартлет Ф.), испытывая страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций и лишь некоторым — это может даже доставлять удовольствие (люди искусства, творческие). При этом они явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что те, кто стремится к определенности, обладают стереотипностью мышления, преувеличенным уважением к власти, неумением понимать людей и анализировать их поступки, а также наличием серьезных личностных проблем.

Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

— внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

— внутренняя толерантность (к неопределенности) — способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Толерантность, как фактор стабилизирующий личность изнутри, а также и извне сегодня очень важен. Однако, в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, необходима готовность к изменениям, что еще более важно.

Читайте так же:  Как заинтересовать мужчину льва

Неопределенность — недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий. Неопределенная ситуация имеет множество толкований:

1. Как ситуация с неизвестными переменными (Леонтьев Д. А.). Относительная неизвестность того, что будет происходить.

2. Как ситуация характеризующаяся наличием неполной информации относительно происходящего здесь и сейчас в условиях необходимости принятия решения. Ситуации непредсказуемости наступления ожидаемого события во времени, и связанной с ним технологии поведения. Ситуации предполагающие неопределенность стимула, и необходимость его вычленения из множества подобных (Кринчик Е. П.).

3. Как ситуация которая в субъективном осознании индивида строго не детерминирована ни в способах решения, ни в искомом результате (Лустина Е. А.).

[2]

4. Как ситуации смыслового абсурда, предполагающие вовлечение испытуемых в деятельность цель которой им не известна (Зоткин Н. В.).

5. Как ситуация принципиальной неизвестности будущего (Льдокова Г. М.).

толерантность к неопределенности

Публикации

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 98-105.

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Львова Е.Н., Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуации неопределенности. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 19-27.

В статье подчеркивается актуальность психологии совладания и ее востребованность в связи с возрастающим интересом к феномену неопределенности. Предлагается понимание совладания как сложного установочного образования, обладающего уровневой структурой. Обосновывается необходимость рассмотрения особенностей совладания как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Обсуждается недостаточная прогностическая сила опросных методов, традиционно применяемых для исследования особенностей совладания, и незаслуженный недостаток внимания со стороны исследователей к проективным методам, которые незаменимы при диагностике неосознаваемых компонентов совладания. В связи с изменением представлений о диапазоне трудных жизненных ситуаций и смещением фокуса внимания на субъективное восприятие трудности, предлагается рассмотрение ситуаций фрустрации как повседневных трудных жизненных ситуаций. Содержательно обосновывается возможность применения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для диагностики неосознаваемых компонентов совладания. Это уровень изучения смысловых установок, лежащих в основе совладающего поведения.

Представлены результаты эмпирического исследования связей между направлением и типом вербальных реакций во фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта (толерантность/интолерантность к неопределенности, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля). Участниками выполненного исследования стали 199 педагогов средних образовательных школ, средний возраст 40,6 лет. Было показано существование значимых связей между отдельными типами и направлениями реакций и личностными характеристиками, использовалась процедура «Обобщенные линейные модели». Представленное в статье обсуждение полученных результатов вместе с ранее имевшимися данными показало наличие возможных опосредствованных связей между отдельными стратегиями совладания и типами вербальных реакций по тесту С. Розенцвейга.

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 98-105.

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Непосредственно сама толерантность к неопределенности в отечественной и зарубежной литературе понимается преимущественно как генерализованное личностное свойство, заключающееся в способности индивида принимать кон­фликт возможностей и обстоятельств, удерживать напряжение, вызванное нео­пределенностью ситуации и действовать в условиях новизны и неясности (Grenier, Barrette, Ladouceur, 2005; Корнилова, 2010). В фокусе внимания в большинстве иссле­дований феномена толерантности к нео­пределенности находятся ее взаимосвязи с различными личностными факторами, среди которых ведущее место занимают адаптивность, оптимизм (Бардиер, 2005), особенности стилевой регуляции поведе­ния и деятельности, когнитивные процес­сы и процессы принятия решений (Кор­нилова, 2003; Lane, 2004; Walinga, 2008).

Однако существует некоторые ис­следования (к сожалению, пока немно­гочисленные), показывающие роль со­циальных контактов в усилении или ослаблении способности индивида переносить неопределенность. Можно предположить, что взаимоотношения и коммуникация с другими людьми ча­сто являются тем самым средством, кото­рое позволяет человеку получать доступ к разного рода информации, позволяю­щей ему управлять своим чувством неопределенности. Причем, мы имеем в виду не только информацию о фактах социальной реальности, но и эмоционально значимую информацию о схожести по переживаниям и опыту с другими людь­ми, взаимной симпатии и чувствах со­причастности и солидарности – то есть все то, что традиционно обозначают как социальную поддержку со стороны зна­чимого окружения. Под социальной под­держкой здесь мы предлагаем понимать удовлетворение базовых социальных потребностей человека (в близости, защите, информации, обратной связи, практиче­ской помощи, эмоциональной разрядке, успокоении и т.п.) с помощью ресурсов, предоставляемых другими людьми, вхо­дящими в его персональную сеть соци­альных контактов и связей.

В этом контексте целесообразно по­пытаться соотнести феномены толерант­ности к неопределенности и социальной поддержки. Изучение взаимосвязи и вза­имовлияния между ними позволит, по на­шему мнению, лучше понимать то, как люди с помощью социальных контактов и общения находят способы сохранения эмоциональной устойчивости в момен­ты резких социальных трансформаций и личных кризисов, разрушающих пред­сказуемость собственных жизненных перспектив.

Американские исследователи T.L. Albrecht и M.B. Adelman стали одними из первых, кто описал социальную поддер­жку с позиций коммуникативного под­хода. Они понимали ее как «вербальную и невербальную коммуникацию между реципиентом и провайдером поддержки, которая помогает первому справиться с неопределенностью относительно об­стоятельств ситуации, собственных переживаний, реакций других людей или взаимоотношений с ними и которая функционально усиливает у него чувст­во контроля над своей собственной жиз­нью» (Albrecht, Adelman, 1987, Р.19). По их мнению, поддерживающие коммуни­кации становятся тем пространством, в котором люди пытаются управлять соб­ственным чувством неопределенности, а не импульсивно действовать, игнори­руя растерянность, в ситуации воздейст­вия стрессовых событий.

Читайте так же:  Психоз у женщин

Более поздние эмпирические иссле­дования действительно дали свидетель­ства о том, что существует определен­ная связь между способностью индивида справляться с неопределенностью и на­личием в его социальном окружении ре­сурсов социальной поддержки. Например, в работах M. Michel и C.J. Braden показано, что неопределенность является промежу­точной переменной в отношениях между социальной поддержкой и психологиче­ским дистрессом человека. Авторы утвер­ждают, что социальная поддержка может усиливать способности реципиента в про­яснении неопределенных ситуаций и сов­ладании с ними, так же как и сама высокая неопределенность ситуации может вли­ять на его последующее функциониро­вание (Mishel, Braden, 1988). Социальная поддержка может способствовать переос­мыслению неопределенности в ситуации лечения и реабилитации у больных ВИЧ/ СПИД (Brashers et al., 2003).

В исследовании K.I. Miller и коллег вы­явлено, что в ситуации эмоционального выгорания специалистов психиатриче­ского госпиталя социальная поддержка, получаемая ими от супервизоров и/или коллег, является, во-первых, фактором, определяющим восприятие ими профессионального стресса, и, во-вторых, выступает в качестве медиатора чувст­ва неопределенности (Miller et al., 1990). В работе R. Doumit было показано, что толерантность к неопределенности, гиб­кость, социальная поддержка, религи­озность и социоэкономический статус в комплексном взаимодействии являют­ся предикторами успешного развития ко­пинг-процессов у подростков при совла­дании со стрессом (Doumit, 2012).

В целом, несмотря на то, что за два де­сятилетия, прошедших с того момента, когда появилась идея связать между собой социальную поддержку и толерантность к неопределенности, в этом направлении было проведено незначительное количе­ство исследований. Неясными остаются многие аспекты этой темы и, самое глав­ное, нет понимания в отношении спосо­бов и механизмов, посредством которых можно было бы транслировать поддер­жку людям и снижать их тревогу в усло­виях высокой неопределенности. В этом контексте можно, пожалуй, упомянуть только одно исследование, выполненное под руководством K. Harber. В нем было показано, что для людей с низким уров­нем толерантности к неопределенности в силу наличия у них потребности в высо­кой структурной упорядоченности когни­тивного поля и ясности ситуации эффек­тивно работают только прямые формы поддерживающих действий со стороны их социального окружения. Эти действия подразумевают активное вмешательство и директивное руководство (например, провайдер поддержки реципиенту: «Есть только один путь понять твою проблемы и один путь ее решить…») (Harber, Kennedy, Jussim, 2008).

В данной статье, продолжая попытки раскрыть коммуникативные механизмы регуляции неопределенности, мы пред­ставим результаты эмпирического иссле­дования.

Целью нашего эмпирического иссле­дования являлось изучение особенно­стей социальной поддержки студентов и ее связи с уровнем их толерантности к неопределенности. В нем мы попытались выяснить, является ли толерант­ность к неопределенности гендерно-спе­цифической характеристикой и связана ли она с особенностями социальной поддержки как специфического спосо­ба коммуникации, с помощью которого поддерживается социальная связь инди­вида со значимым окружением, и чувст­вом взаимной вовлеченности.

В качестве гипотез исследования вы­ступили следующие предположения:

существуют гендерные детерминан­ты социальной поддержки – девушки склонны отмечать более высокие пока­затели воспринимаемой эмоциональ­ной социальной поддержки, в отличие от молодых людей, реагирующих на ее инструментальные формы;

способность переносить ситуации неопределенности во взаимоотношени­ях с людьми и готовность действовать в условиях новизны будут наблюдаться в группе молодых людей и девушек с вы­соким уровнем эмоциональной поддер­жки и удовлетворенности ею.

Методики исследования

Методики, отобранные для проведе­ния исследования, были сгруппированы в два блока.

Первый блок – оценка толерантно­сти к неопределенности был построен на основе «Нового опросника толерантности к неопределенности Т.В. Корнило­вой» (Корнилова, 2010). Второй блок – оценка социальных факторов был пред­ставлен опросником социальной под­держки F-SOZU-22 (G. Sommer, T. Fydrich, в адаптации А.Б. Холмогоровой с сотруд­никами) и социо-демографической анке­той, оценивающей, в том числе, перечень стрессовых событий, происходивших с участниками исследования за послед­ний год.

При статистической обработке дан­ных и проверке гипотез использовались методы непараметрической статисти­ки. Для проверки гипотез использовался корреляционный метод анализа. Обра­ботка данных проводилась с использова­нием статистического пакета программ SPSS 11 for Windows.

Диаграмма 1. Среднее значение, полученные по методике «F-SOZU-22»

Участники исследования

В исследовании приняли участие 165 респондентов, из них 42 молодых че­ловека и 123 девушки. Возраст испытуе­мых от 18 до 22 лет, средний – 19,7 лет. Социально-демографические характеристики выборки: 143 участника не состоят в браке, 7 состоят в браке и 15 находятся в долгосрочных отношениях; 95 испытуе­мых проживают дома с семьей, 37 респон­дентов проживают одни, 33 проживают с теми, с кем состоят в отношениях.

Результаты

Для проверки первой гипотезы о том, что существуют гендерные детерминан­ты социальной поддержки, была подсчи­тана достоверность различий по анали­зируемым показателям в группе молодых людей (n=40) и девушек (n=54), случай­ным образом отобранных из общей вы­борки исследования (диаграмма 1). При сравнении двух групп были выявлены значимые различия в уровне воспри­нимаемой эмоциональной поддержки (Uэмп= 641,0; p=0,00071) и социальной интеграции (Uэмп= 565,5; p=0,000088). Показатель различий в уровне воспри­нимаемой инструментальной поддер­жки попал в зону неопределенности, что не позволяет нам говорить о гендерно- специфических характеристиках в вос­приятии инструментальных форм поддерживающих действий социального окружения (Uэмп= 773,50).

Полученные нами результаты частич­но повторяют результаты исследований гендерных особенностей социальной поддержки, в которых было показано, что девушки, в отличие от молодых лю­дей, склонны оценивать свою среду, как более эмоционально поддерживающую (Cumsille, Epstein, 1994; Shumaker, Hill, 1991). Это объясняется, по-видимо­му, следующим. Во-первых, девушки, по сравнению с молодыми людьми, обыч­но могут более свободно и легко делить­ся своими чувствами с другими людьми. Во-вторых, разделяя свои переживания с другими людьми и говоря про них, они формируют представление о своем окру­жении как о «поддерживающем и отзыв­чивом». Молодые люди, в отличие от де­вушек, часто воспитываются в системе определенных социальных ожиданий, ограничивающих проявление чувств и, как следствие, снижающих возможно­сти получения поддержки в форме эмо­ционального реагирования и участия. Кроме того, отсутствие в индивидуаль­ной системе репрезентаций молодого человека, поддерживающего значимого Другого, мешает им сформировать пози­тивное отношение к поддерживающим действиям со стороны окружения.

Читайте так же:  Цитаты мудрых людей о смысле жизни

Проверяя вторую гипотезу о том, что существует тесная обратная связь между уровнем социальной поддержки, удов­летворенности ею и толерантностью к неопределенности у молодых лю­дей и девушек, мы подсчитали коэффи­циент корреляции между показателя­ми опросника «Социальная поддержка» и инструментами оценки толерантно­сти к неопределенности (таблица 1). Были выявлены положительные кор­реляции между показателями «Эмо­циональная поддержка» и «Толерант­ность к неопределенности» (rэмп=0,308; p=0,00041), «Эмоциональная поддер­жка» и «Интолерантность» (rэмп=0,282; p=0,00063), «Инструментальная поддер­жка» и «Толерантность к неопределенно­сти» (rэмп=0,246; p=0,001), «Инструмен­тальная поддержка» и «Интолерантность» (rэмп=0,212; p=0,006), «Социальная ин­теграция» и «Толерантность к неопределенности» (rэмп=0,372; p=0,00015), «Социальная интеграция» и «Интоле­рантность» (rэмп=0,159; p=0,042). Отри­цательные корреляции были обнаруже­ны между шкалами «Удовлетворенность социальной поддержкой» и «Интоле­рантность к неопределенности» (rэмп=- 0,320p=0,00082), «Удовлетворенность социальной поддержкой» и «Межлич­ностная интолерантность к неопределенности» (rэмп=-0,381p=0,000032).

Табл. 1. Средние значения параметров социальной поддержки у участников исследования с разным уровнем толерантности к неопределенности (в баллах)

[1]

Формы толерантности к неопределен­ности и их уровни

Параметры социальной поддержки (ср.знач.)

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях (стр. 2 из 7)

Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям (BrislinR.W., 1981). Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

— внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

— внутренняя толерантность (к неопределенности) – способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем, способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.

Понимание личности как системы означает признание существования ее различных характеристик: психических свойств, состояний, процессов, а также и психических отношений, причем последние являются одной из важнейших характеристик личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями, ее внутреннее ядро.

Устойчивость личности определяется именно особенностями связей между этими характеристиками, особенностями связей между разными уровнями ее структуры. Можно говорить о психологической устойчивости во внешнем плане – сохранение организованности личностной системы – и во внутреннем – адекватное соподчинение психических свойств, состояний и процессов (собственно уровень устойчивости личности).

Рассмотрение устойчивости как характеристики личности с позиций системного подхода определяет устойчивость как относительно независимую от внешних воздействий и перемен, что не исключает развития личности. Устойчивость выражает активность системы, подразумевая поддержание достигнутых ею состояний в ходе развития и сохранения самого процесса развития, то есть активный характер устойчивости раскрывает ее как результат и как процесс.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С другой стороны, мы видим устойчивость как степень, уровень организованности, как личностное качество. Люди различаются по уровню устойчивостисвоего поведения и реакций. Этот уровень более четко связан и зависит от внутренних и внешних воздействий. Он поддается внешнему и внутреннему самоуправлению. Устойчивость следует рассматривать как функцию двух переменных: окружающей среды и внутренней структуры системы.

Толерантность – это фактор, стабилизирующий систему (личность) изнутри, а также и извне, фактор, направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой и т.д., сегодня очень важен. Однако, в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, необходима готовность к изменениям, что еще более важно. Поэтому, занимаясь изучением феномена толерантности, необходимо не выпускать из вида оба аспекта толерантности и работать с ними параллельно.

Толкования термина «неопределенная ситуация»

Неопределенность — недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях какой либо системы. Неопределенная ситуация имеет множество толкований:

1. Как ситуация с неизвестными переменными (Леонтьев Д. А.). Относительная неизвестность того, что будет происходить.

2. Как ситуация характеризующаяся наличием неполной информации относительно происходящего здесь и сейчас в условиях необходимости принятия решения. Ситуации непредсказуемости наступления ожидаемого события во времени, и связанной с ним технологии поведения. Ситуации предполагающие неопределенность стимула, и необходимость его вычленения из множества подобных (Кринчик Е. П.).

3. Как ситуация которая в субъективном осознании индивида строго не детерминирована ни в способах решения, ни в искомом результате (Лустина Е. А.).

4. Как ситуации смыслового абсурда, предполагающие вовлечение испытуемых в деятельность цель которой им не известна (Зоткин Н. В.).

5. Как ситуация принципиальной неизвестности будущего (Льдокова Г. М.).

6. Как ситуации двойственности, противоречивости и бессвязности поступающей информации (Hallman).

С момента описания феномена ТН Frenkel-Brunswik (1949), предпринималось множество попыток создания валидной и надежной методики для измерения ТН и ИНТ. Первоначально, толерантность к неопределенности являлась составляющей шкалы предубеждений (H.G. Gough, 1951). Позднее, было создано ряд специализированных шкал: Budner (1962), Ehrlich (1965), Rydell & Rosen (1966), MacDonald (1970), Norton(1976), ViganoLaRosa (1986), Nutt (1988), McLain (1993).

Читайте так же:  Социальная адаптация сирот

В большинстве своем описанный выше измерительный инструментарий представляет собой личностные опросники, возникшие на основании понимания их авторами сути конструкта ТН. Таким образом, содержание измерительных методик отображает все многообразие подходов к изучению ТН. Так, Frenkel-Brunswik (1949) определяла ТН через связь с особенностями восприятия, Budner (1962) и MacDonald (1970) по результатам созданных ими опросников ТН; Norton​‌ (1975) как «тенденцию воспринимать неопределенную информацию как разновидность психологического дискомфорта или угрозы»; Hofstede (1984) как культуральную составляющую, определяющую отношение к риску и неоднозначности; MclainD.L. (1993) описывает ТН как разброс реакций, от отвержения до привлекательности, при восприятии неизвестных, сложных, динамически неопределенных или имеющих противоречивые интерпретации стимулов.

К сожалению, отсутствие четких представлений о сути измеряемого феномена и, как следствие, — стандартизированного измерительного инструментария, создает ряд проблем как методологического, так и прикладного характера.

Размытость теоретических представлений об объекте измерения (ТН) породила традицию создания измерительной методики под конкретное авторское понимания сути измеряемого феномена, что минимизирует возможность сопоставления результатов, полученных при измерении ТН различным инструментарием.

Интерес к исследованию ТН у отдельных представителей отечественной научной школы возник не более 10 лет тому назад. К сожалению, это обстоятельство существенно сказывается как на объеме, так и на качестве доступной украино — и русскоязычной информации по вопросам ТН. Однако, не смотря на разрозненность усилий, в настоящий момент существуют русскоязычные адаптации как минимум трех измерительных шкал.

В 1998 году Е.Г.Луковицкой в рамках выполнения диссертационного исследования, произведена адаптация шкалы MSTAT-I Маклейна (McLain, 1993). Она осуществила перевод пунктов опросника на русский язык, а также его психометрическую проверку на выборке из 130 респондентов.

Есть сведения об успешном применении MSTAT-I московскими исследователями в рамках эмпирическое исследование личностного выбора (Леонтьев Д. А., Мандрикова Е.Ю., 2005).

В 2003 году шкала Баднера (Budner, 1962) была переведена и адаптирована

Г.У. Солдатовой и ее сотрудниками. Данные получены Г.У. Солдатовой в ходе исследования, в котором принимали участие психологи, врачи и инженеры г. Москвы.

В 2004 году, в рамках выполнения дипломной работы «Адаптация методики исследования толерантности к неопределенности (кросс-культурное исследование)», Шалаев Н.В. произвел апробацию русскоязычного перевода методики изменения ТН Vigano La Rosa (1986). Как указывает автор исследования: «опросник показывает высокую ретестовую надежность, его надежность косвенно подтверждается измерениями семантического дифференциала и в дальнейшем, при адекватной его модификации, предполагается, что данный опросник может стать эффективным методом измерения толерантности к неопределенности».

Толерантность к неопределенности в связи с мировоззренческими установками.

Историческая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, такова, что стремительно возрастает неопределенность в жизни общества, адогматизм проникает во все сферы жизнедеятельности человека.

Неопределенность, связанная с социально-экономической и политической ситуацией в стране вызывает напряжение в обществе. Может восприниматься как желаемая (выгодная), так и как угрожающая (дискомфортная) в зависимости от конкретной ситуации и человека.

Считаем,что на восприятие ситуации неопределенности влияют мировоззренческие установки, которыми руководствуется человек в повседневной жизни.
В науке принято делить мировоззрение на философское (экзистенциальное) и житейское (бытовое). Именно житейское мировоззрение влияет на то, как проживается ситуация неопределенности и каков ее исход. Основные черты житейского мировоззрения — фрагментарность, эклектичность, бессистемность.

Что же такое толерантность к неопределенности? В нашем исследовании мы руководствовались определением (tolerance of ambiquity) из словаря Reber&Reber (2001) — это черта личности, характеризующая степень устойчивости человека к недостатку ясности ситуации либо стимула.
На момент исследования нами не было найдено методик, исследующих мировоззренческие установки, и мы разработали опросник, основываясь на изученной литературе и индивидуальном понимании термина исследователями. Из-за отсутствия в литературе удовлетворительной классификации содержательных компонентов житейского мировоззрения компоненты придумывались методом мозгового штурма, а в последствии классификация составлялась на основе анализа полученного эмпирического материала. В этом смысле исследование построено на индуктивной логике: от частного к общему. Была проведена психометрическая проверка, затем с помощью критерия «каменистой осыпи» были выделены 4 шкалы.

Толерантность к неопределенности изучалась с помощью следующих методик: MAT-50 Measurement Ambiquity Tolerance — 50 (Роберт Нортон), MSTAT-1 — Multiple Stimulus Types Ambiquity Tolerance — 1 (МакКлейн), TAS — Tolerance Ambiquity Scale (Баднер).

1. Мировоззренческие установки субъекта — многокомпонентные образования, отражающие основные наиболее обобщенные установки субъекта относительно природы, общества, мира в целом и своего места в нем.

2. Мировоззренческие установки отрицательно связаны с толерантностью к неопределенности, т.е. развиваются у тех людей, которые хуже переносят неопределенные ситуации.

Результаты исследования с применением методов математической статистики (корреляционный анализ Пирсона):

  • Чем больше человек склонен верить в фатальность судьбы, перекладывать ответственность на внешние обстоятельства, тем больше старается избегать неопределенных ситуаций, чувствует в них себя дискомфортно. И, наоборот, чем больше человек полагается на себя, тем больше стремится к неопределенности, видит в ней перспективу.
  • Чем меньше человек берет на себя ответственность за собственную жизнь, тем больше избегает неопределенных ситуаций. И, наоборот, если человек верит в собственные силы, то не избегает неопределенных ситуаций. Это напрямую связано с локус-контролем.
  • Если человек имеет стереотипные мнения относительно морально-нравственных аспектов поведения, то стремится к неопределенным ситуациям.
    Человек, подвластный бытующим в обществе мнениям и стереотипному поведению в обществе, не стремится к неопределенным ситуациям. Стереотипное поведение выступает некоторой формой защиты, т.е. человеку кажется, что «все под контролем». Дискомфорт в ситуации неопределенности вызван тем, что у человека нет для таких случаев готового способа поведения, не знает как вести себя, как общество отреагирует на его поведение, и это вызывает тревогу.
Читайте так же:  Как помочь человеку в депрессии на расстоянии

Обнаруженные взаимосвязи между компонентами житейского мировоззрения и показателями стремления к неопределенности и избегания неопределенности вцелом свидетельствуют о том, что стремление к неопределенности связано с восприятием себя автором своей жизни, слабыми установками со стороны супер-эго, крепкими стереотипами в сфере этики и ослабленными стереотипами в сфере общественной жизни. Таким образом, человек стремящийся к неопределенности — это автор своей жизни, обладающий крепкими убеждениями в морально-этической сфере. Возможно, такие люди стремятся к неопределенности, поскольку ощущают в себе внутреннюю возможность и необходимость структурировать ситуацию, сделать ее более правильной, привнести порядок в хаос.

Обнаруженные взаимосвязи позволяют также предположить, что человек, руководствующийся в жизни в основном правилами супер-эго, воспитанием.
В ходе исследования термин «толерантность к неопределенности» изменился от континуума к биполярному конструкту (т.е. один человек в разных ситуациях может проявлять как стремление к неопределенности, так и избегание неопределенности. Таким образом мы не можем сказать, что мировоззренческие установки развиваются у людей, нетолерантных к неопределенности.

Гречко П., Вержбицкий В. Философия. — М.: Изд-во УДН,2004.

Луковицкая Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности: психологическое определение. — Новгород, . — 16 с

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностикатолерантности личности. — М.: Смысл, — 172 с

Санышев А.Н. Философия как «Филология», как мудрость и как мировоззрение Вестник МГУ. Серия «Философия». — 1995. — №5,6.

Budner S. Intolerance of ambiquityas a personality variable. Journal of Personality, 30-50c

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность: социальная психология

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях

4 курса, 14401 группа

Еремеева Регина Петровна

Кандидат психологических наук

Доцент кафедры социальной психологии

Зорина Светлана Валерьевна

работа защищена «____ » _________ 2009 г.

зав. кафедрой ___________________________

Глава 1. Сущность понятий толерантности к неопределенности, авторитаризма, авторитарной личности, авторитарности и характеристика авторитарного типа поведения в межличностных отношения.

1.1 Понятие толерантности к неопределенности.

1.2Авторитаризм, авторитарная личность, авторитарность и характеристика авторитарного типа поведения в межличностных отношениях

1.3Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа.

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения

2. Описание выборки и методик исследования.

[3]

2.2 Анализ результатов

Еще один феномен требующий рассмотрения — это феномен «авторитарности личности». В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правителя выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков. Под авторитаризмом, который привычно ассоциируется с политикой, социальными структурами или же с личностями отдельных диктаторов, скрывается авторитаризм более глубокий, всепроникающий и тщательно завуалированный. Он глубоко укоренен в нашей культуре, религии, морали, в общественных ценностях и межличностных отношениях.

Поэтому, исследуя тему авторитарного типа поведения в межличностных отношениях можно вычислить и недопустить проявления негативных тенденций в будущем. В данной работе мы хотим рассмотреть взаимосвязь авторитарного типа в межличностных отношениях и толерантности к неопределенности.

Проблема: Существует ли взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения в межличностных отношениях?

Объект: Авторитарный тип поведения в межличностных отношениях.

Предмет: Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения в межличностных отношениях.

Цель: Изучить взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного стиля поведения в межличностных отношениях.

Гипотеза: С увеличением выраженности авторитарного типа поведения в межличностных отношениях будет уменьшаться толерантность к неопределенности.

· Проанализировать литературу по данной теме,

· Провести исследование по двум методикам.

· Сопоставить результаты исследований.

· Выявить связь между толерантностью к неопределенности и авторитарным типом поведения в межличностных отношениях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Глава 1. Сущность понятий: толерантности к неопределенности, авторитаризма, авторитарной личности, авторитарности и характеристики авторитарного типа поведения в межличностных отношениях

Источники


  1. Карнеги, Дейл Как завоевывать друзей. Осознанность. Интуиция. Разум. Близость. Зрелость (комплект из 6 книг) / Дейл Карнеги , Ошо. — М.: Попурри, ИГ «Весь», 2010. — 439 c.

  2. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.

  3. Священник Лоргус Андрей Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье? / Священник Лоргус Андрей. — М.: Никея, 2016. — 720 c.
  4. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.
  5. Ричард, Витфилд. Анни Лайоннет Как выйти замуж и остаться там. Великолепные отношения. Управление эмоциями. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись (комплект из 4 книг) / Ричард Витфилд. Анни Лайоннет, И. А. Удилова. И. И. Петрова Петрова, Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 658 c.
Толерантность к неопределенности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here