Толерантность в группе

Самое важное по теме: "толерантность в группе" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Сплоченность и толерантность в группе

Психологические игры и упражнения.

В книге «Сплоченность и толерантность в группе» представлены игры и упражнения, позволяющие уже на первом этапе работы создать в группе атмосферу сплочённости и доверия, раскрыть творческий потенциал участников.

Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, способствуют осознанию того, что различия между людьми способствуют расширению наших представлений о себе и о других.

Игры в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении, но самое главное, по мнению автора, они доставляют участникам удовольствие. Удовольствие — это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации — всё то, благодаря чему работа в группе становится спонтанной, живой и успешной.

Видеокурс «Эффективные психотехники»

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Толерантность в группе

Проблема толерантности привлекает к себе особое внимание как исследователей, так и общества, причем в последнее время этот интерес только усиливается в связи с требованиями времени. Известно немалое количество работ, посвященных разным ас — пектам этого феномена. Предложены общие подходы к толерантности как психологи — ческому (А. Г. Асмолов, С. Л. братченко, С. К. бондырева, А. б. Орлов, А. Шапиро и др.) и социально-психологическому явлению (Г. Л. бардиер, Г. У. Солдатова и др). Анализиру — ются социально-психологические и личностные факторы разных видов толерантности (этнической, религиозной, национальной, расовой и др.) (д. бродский, Л. М. дробиже — ва, Е. Г. Луковицкая, Н. В. Мольденгауэр, Е. И. Шайгерова и др.). Немаловажно для нас и рассмотрение толерантности в контексте образовательного и воспитательного процесса (И. В. Кру това, О. В. Ладыкова, А. В. Никольский, М. С. Мириманова, Т. А. Ерахтина и др.). Толерантность рассматривается и развивается в рамках проблемы общения (Г. С. Кожу — харь, В. А. Лабунская, Т. П. Скрипкина и др.).

Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных конкретным видам

© Вагурин И. В., 2011

толерантности, еще недостаточно изучены особенности становления и развития толе — рантности как целостного социально-психо- логического феномена в его взаимосвязи со спецификой взаимодействия и взаимоотно — шений членов малой группы. В частности, практически отсутствуют исследования то — лерантности у студентов-психологов в про — цессе их профессионального становления в период обучения в вузе в контексте группо — вого членства.

Проблема исследования базируется на противоречии между повышенными требо — ваниями общества и профессии к развитию у студентов-психологов толерантности и недостаточной изученностью особенностей формирования и развития ее как целостного социально-психологического феномена в его взаимосвязи со спецификой этапов развития малой группы.

Объектом данного исследования явились межличностные отношения. В качестве его предмета выступила специфика проявления уровня толерантности в зависимости от раз — ных типов малой группы.

Методы исследования. В качестве диа — гностических методов исследования был ис — пользован следующий блок процедур:

1) методы исследования межличнос — тных отношений в группе: социометрия, ау тосоциометрия, референтометрия, ау то — референтометрия, методический прием оп — ределения неформальной власти, методика мотивационного ядра выбора, модифици — рованный вариант методики мотивацион — ного ядра выбора (статус толерантности) [6, 409-426];

2) личностные опросники: экспресс-оп — росник «Индекс толерантности» (Г. У. Солда — това и др.) [10, 46-50]; методика диагностики коммуникативной толерантности (В. В. бой — ко) [10, 60-66]; шкала базовых убеждений (Р. янов-бульман) [10, 66-72]; шкала враж- дебности (Кук – Медлей) [8, 288].

Гипотезой исследования выступило пред — положение о том, что толерантность как целостный социально-психологический фе — номен имеет качественную специфику, свя-

занную с этапами развития малой группы.

Основной целью представляемой в дан — ной статье части проведенного исследова — ния является анализ толерантности у сту- дентов-психологов в зависимости от курса обучения и независимо от их половой при — надлежности.

В исследовании приняли участие 204 че — ловека – студенты-психологи 1-го, 3-го и 5-го курсов одного из Московских вузов. Возраст респондентов от 17,5 до 23,6 лет. Среди них:

47 юношей (22 %) и 157 девушек (78 %).

для обработки полученных данных ис — пользовался пакет математической статис — тики SPSS (версия 17.0). В данной статье при — ведены результаты, полученные с помощью описательной статистики, критерия Колмо- горова-Смирнова, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. При определении достоверности различий между тремя кур — сами был использован непараметрический статистический тест Крускала-Уоллиса.

Теоретические и методологические основы исследования составили акмеологический и аксиологический подходы [3; 4; 5], трехфак — торная модель «значимого другого» [7; 9].

А. Г. Асмолов подчеркивает, что толеран — тность предполагает готовность принимать других людей такими, какие они есть, и вза — имодействовать с ними на основе согласия, подразумевая взаимность и активную пози — цию всех заинтересованных сторон. являясь важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, толерантность проявляется в ува — жительном отношении к позиции и ценнос — тям других людей [1].

В рамках социально-психологического подхода толерантность понимается прежде всего как установка, отношение, потреб — ность, ценность, норма, взгляд, убеждение; также это некая морально-правовая катего — рия, на становление и закрепление которой оказывает влияние общество [2].

С целью выявления статуса толерантнос — ти студента в группе мы модифицировали процедуру мотивационного ядра выбора – в

качестве мотива выбора студенты оценива — ли степень проявления сокурсниками толе — рантности в системе групповых отношений. Вначале было проведено анкетирование сту — дентов, чтобы выявить их представления о содержании понятия «межличностная толе — рантность». На основе результатов анкети — рования было сформулировано определение данного понятия, которое далее использова — лось в качестве критерия толерантности (мо — тивационного ядра выбора) в процессе пред — почтения и ранжирования респондентами одногруппников. Студентам предлагалось следующее определение, раскрывающее, по нашему мнению, статус толерантности чле — на группы: Толерантность – стремление к установлению и поддержанию позитивного взаимодействия с людьми, которые отлича — ются от нас по тем или иным признакам или не придерживаются общепринятых сужде — ний. Толерантность проявляется в активной нравственной позиции и установке на диа — лог и взаимопонимание с представителями другой культурной, национальной, этничес- кой, религиозной или социальной среды; в способности к сопереживанию, налажива- нию таких отношений, которые не причиня — ют вред другим индивидам при реализации собственных свобод; понимание и принятие многообразия индивидуальности других лю — дей как самодостаточных и самоценных.

Читайте так же:  Стадии социального конфликта

Отметим, что в статье описываются по — лученные данные, но по причине ограничен — ности объема статьи их объяснение – задача дальнейшего анализа. Кроме того, заметим, что при определении достоверности разли — чий между тремя курсами был использован непараметрический статистический тест Крускала-Уоллиса. Выбор данного критерия был обусловлен, во-первых, тем, что коли — чество выборок больше двух, а во-вторых, тем, что при проверке полученных данных на нормальность распределения (одновыбо — рочный критерий Колмогорова-Смирнова) результаты анализа показали значимые от — клонения социометрических и референто — метрических статусов от нормальной кривой (при p

Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения

Автор Фопель Клаус
Издательство Генезис
Год 2006
Формат FB2

В книге представлены игры и упражнения, помогающие уже на первом этапе работы создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников. Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, способствуют осознанию того, что различия между людьми способствуют расширению наших представлений о себе и о других.

Игры в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении, но самое главное, по мнению автора, они доставляют участникам удовольствие. Удовольствие — это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации — все то, благодаря чему работа в группе становится спонтанной, живой и успешной.

Психологи и педагоги смогут использовать эти упражнения как в работе с детьми и подростками, так и для проведения тренингов со взрослыми.

Толерантность в детском саду
статья на тему

Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами

Вложение Размер
tolerantnost_v_detskom_sadu.docx 642.12 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность в детском саду.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

В соответствии с Декларацией принципов толерантности ( ЮНЕСКО , 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: « ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям »

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения.. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

Хорошо, если в детском саду проводятся мероприятия, направленные на воспитание толерантности, в которых бы активное участие принимали родители, искренне желающие рассказать о своей родине, традициях и обычаях .

Каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка — период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

В связи с увеличением потока мигрантов из стран ближнего зарубежья в детских садах Санкт-Петербурга растет число детей разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение — это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках.

Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Как показывает опыт, наиболее перспективен интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.

Воспитание жителя мультикультурной державы нужно начинать с самого раннего возраста.

[2]

Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.

Читайте так же:  Приложения для саморазвития

Читать онлайн «Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения» автора Фопель Клаус — RuLit — Страница 1

Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения

Игры, которые сплачивают

Если человек учится или работает с увлечением, он получает удовольствие, В данной книге Вы найдете немало советов относительно того, каким образом можно задать должный старт работе учебной или тренинговой группы, сделать так, чтобы встречи доставляли ее участникам радость.

Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры — один из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Они дают ведущим возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных процессах.

Игры могут значительно усилить мотивацию участников, способствуют пониманию сложных взаимосвязей. Они помогают социализации и развитию личности участников и дают им возможность проверить на практике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Применение игр позволяет ведущим полнее реализовать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении. Однако прежде всего игры доставляют удовольствие. В свою очередь удовольствие — лучший ответ на вопрос о мотивации. Это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации — все то, благодаря чему работа в группе становится более спонтанной, концентрированной и полной сюрпризов.

Вы можете существенно облегчить себе задачу, если будете рассматривать удовольствие как основополагающий педагогический принцип. Суть в том, что мы делаем все, на что способны, когда работаем с радостью, с интересом. Это называется внутренней мотивацией. Она особенно важна, когда речь идет о необходимости решать новые сложные задачи.

К сожалению, в работе со взрослыми удовольствию обычно отводится слишком мало места. А ведь определить, доставляет ли совместная деятельность радость, нетрудно. Если уровень положительных эмоций достаточно высок, участники группы оживленны, охотно проводят время вместе, общаются между собой, уважают друг друга и приходят на помощь. Кроме того, они выражают готовность разбираться с неизбежными трудностями, возникающими в группе: конфликтами, проблемами власти и влияния, страхами и опасениями.

Начальная фаза

Как правило, участники приступают к работе со смешанными чувствами: надежды и опасения уравновешивают друг друга. С одной стороны, члены группы надеются, что занятия будут интересными, научат их чему-то новому. С другой стороны, новый коллектив всегда вызывает у человека определенную неуверенность. Возникает множество вопросов:

• легко ли мне будет общаться?

• примут ли меня другие участники группы?

• будут ли меня ценить?

• будут ли испытывать ко мне симпатию?

• насколько мне придется поступиться собственной индивидуальностью?

• найду ли я здесь людей, похожих на меня?

• встречу ли я в группе людей, которые будут мне интересны, потому что не похожи на меня?

• разработаем ли мы приемлемые правила игры?

• насколько я смогу доверять другим членам группы?

• смогу ли я как-то влиять на ход занятий?

• насколько сильной будет конкуренция в группе?

• хватит ли у меня знаний, опыта, интеллектуальной гибкости и умения приспосабливаться, чтобы чувствовать себя здесь уютно?

• смогу пи я проявить мои сильные стороны?

• не окажусь ли я скомпрометированным, уязвленным?

• не стану ли я аутсайдером?

• не придется ли мне совершать действия, противоречащие моим представлениям о том, что дозволено, а что нет?

• получу ли я удовольствие от занятий?

[1]

Возникают также вопросы, относящиеся и к руководителю группы:

• компетентен ли этот человек?

• справедлив ли он?

• интересно ли с ним работать?

• воспримет ли он меня должным образом?

• поддержит ли он меня, если меня начнут притеснять?

• сможет ли он сплотить группу?

Все эти сомнения отражают противоречивые чувства членов группы. Ведущему также есть над чем призадуматься. Наши потребности никогда не бывают однозначными, они всегда парадоксальны: мы одновременно хотим быть частью группы и сохранять свою свободу; хотим, чтобы нас любили и чтобы мы могли оказывать влияние; хотим доверять и в то же время контролировать; мы любопытны, но не особенно стремимся покидать удобную нишу привычек; надеемся, что ведущий группы будет вести и защищать нас, но хотим сохранить за собой право оценивать его; полагаем, что будем играть по определенным правилам, и при этом испытываем потребность действовать спонтанно.

Участники понимают, что удовлетворить их многочисленные и противоречивые ожидания нелегко. Вероятно, многие спрашивают себя: сможет ли этот руководитель объединить столь разные желания и создать настоящую «нашу группу»? Впрочем, сначала каждый занят прежде всего обеспечением собственной безопасности. И лишь немногие в этой ситуации могут адекватно воспринимать сложную групповую динамику. Поэтому задача ведущего заключается в том, чтобы создать в группе атмосферу, полную юмора, такую обстановку, в которой участники проявляют толерантность, не абсолютизируют собственное мнение, признают возможность существования разных точек зрения. Юмор разряжает обстановку в группе, способствует экспериментированию и интеграции. Напряженность в группе — это, как правило, ответ людей на догматизм и чрезмерное доминирование руководителя. Ведущий должен уметь с юмором относиться и к собственным промахам. Чем выше профессионализм руководителя, тем больше он будет стремиться развивать творческий потенциал членов группы.

Задачи руководителя

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда группа впервые собирается вместе, взоры людей обращаются на руководителя в надежде получить от него в этой ситуации поддержку и указания. Это желание совершенно естественно, и бессмысленно подозревать участников в тайной потребности быть зависимыми.

Подойдите к делу прагматично и вначале займите решительную позицию. (По ходу работы она постепенно должна будет уступить место более мягкому стилю руководства.) Отдавайте четкие однозначные указания и сконцентрируйте Ваше внимание на том, чтобы группа быстро и легко смогла начать активную работу. При этом отдавайте себе отчет в том, что Ваше присутствие гарантирует участникам стабильность, уверенность и оптимизм.

Расскажите о своем профессиональном опыте. Ознакомьте членов группы с Вашей философией обучения и психологическими установками. Такая дополнительная информация зачастую является хорошим началом совместной работы. Вы задаете ориентиры и снимаете имеющееся напряжение. Но прежде всего необходимо пробудить в участниках любопытство: а как же выглядит в реальности групповое взаимодействие? Поэтому нельзя надолго откладывать начало практической работы.

Начальная фаза обучения включает в себя шесть основополагающих элементов, влияющих на создание работоспособной и сплоченной группы:

Знакомство

Важно, чтобы на этом этапе каждый член группы быстро запомнил имена всех остальных. Только в этом случае участники смогут начать непринужденно общаться. Кроме того, на этапе знакомства у членов группы должна появиться возможность представить себя, охарактеризовать свою личность, предпочтения, слабые и сильные стороны, жизненные обстоятельства и т. п. Это поможет им более легко и быстро включиться в работу, проявлять такт в общении друг с другом.

Читайте так же:  Следственный комитет суицид

Знакомясь с членами группы, каждый участник прежде всего желает быть принятым со всеми своими личностными особенностями. Даже если мы готовы приспособиться к другим, то, как правило, все равно не хотим поступаться своими пристрастиями. К тому же известно, что люди не всегда могут исправить свои отрицательные черты, а часто даже и не осознают их. Индивидуальный темперамент, ценностные ориентации, интеллектуальные способности, социальные навыки образуют неповторимое сочетание, нечто вроде личной «сущностной матрицы». Поэтому каждый член группы надеется, что руководитель и участники примут его особенности и дадут ему почувствовать, что он «вполне хорош».

Статья на тему «Формирование сплоченности и толерантности в группе»
статья по психологии на тему

На страницах сайта хотим поделиться своим опытом работы над проблемой формирования культуры толерантности в классном коллективе.

Вложение Размер
satya_po_tolerantnosti.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Формирование сплочённости и толерантности в группе.

Педагог-психолог- Гавриш Н.А.

Классный руководитель 10 «В» класса –Лысова И.И.

МБОУ Лицей инновационных технологий г. Хабаровск.

На страницах сайта хотим поделиться своим опытом работы над проблемой формирования культуры толерантности в классном коллективе.

Актуальность проблемы не вызывает сомнений в современном, насыщенном межэтническими противоречиями мире. Акты терроризма, насилия на почве национальной, религиозной, идейной нетерпимости, лишь усиливают актуальность данной проблемы.
Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. Именно образование выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему миру и, в конечном счёте, индивидуальное и коллективное поведение людей.

Мы начали работать по этой проблеме, понимая, что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Особенно эта задача важна в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, снижение материального благосостояния отдельных групп населения, миграция и связанные с ней трудности вхождения в другую культуру. При этом часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одной школе, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем. Слияние двух классов или нескольких классов, приход новых людей в уже сложившуюся группу также является фактором обострения межличностных отношений, сепарации, конкуренции и создания различных группировок в классе, противопоставление «хороших своих -плохим чужим».

Толерантность нужно систематически воспитывать, тогда она станет элементом культуры жизнедеятельности классного коллектива. Исходя из указанных оснований, мы разработали программу «Толерантность — путь к успеху», апробируем ее на учащихся подросткового возраста — именно того возраста, который является самым проблемным. В практическом отношении реализуемая программа представляет собой систему классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям. Реализация программы, как мы полагаем, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами.

Следует сказать, что программа «Толерантность — путь к успеху» органично вписывается в стратегические идеи развития нашего лицея. В частности:

  1. воспитательная система лицея своим основным принципом имеет гуманистическую направленность;
  2. в лицее реализуется специальная технология организации адаптационного периода для учащихся;
  3. педагогическое сотрудничество на уроках и во внеурочной деятельности является основополагающим принципом деятельности практически всех педагогов.

Программа «Толерантность — путь к успеху» предназначена для ее реализации в 8-10-х классах. Она включает в себя следующие основные направления развития толерантности:

  1. знакомство детей с важностью принципа уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
  2. усвоение того, что каждый человек — уникальная личность, и уважение различий между людьми;
  3. педагогически последовательное понимание учащимися идеи взаимодополняемости, как основной черты существующих различий. Учащимся важно понять, что их различия, в идеале, должны выступать как дополняющие друг друга элементы, как своеобразный подарок каждого из них обществу в целом;
  4. усвоение принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей, как мы убедились, следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Основным элементом созданной системы воспитания культуры толерантности взаимоотношений в классном коллективе являются тематические (поклассные) блоки-модули.

8-й класс. «Я+Он+Они =Мы»

Для подростков в восьмом классе приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.

Целью воспитательного процесса в 8-м классе становится воспитание чувства сплоченности классного коллектива. Среди предлагаемых форм работы:

  1. классный час «Ты, да я, да мы с тобой»;
  2. классный час «Моя вселенная», составление Декларации прав и обязанностей учеников 8-го класса;
  3. классный час «Учимся решать проблемы»
  4. аукцион «Книга рекордов нашего класса»;
  5. Психологическая игра «Планета дружбы».
  6. диспут «Легко ли быть настоящим другом?»;
  7. читательская конференция «Один за всех и все за одного» (А. Дюма «Три мушкетера», А. Рыбаков «Кортик» и «Бронзовая птица»);
  8. КВН «Наш класс»;
  9. праздник «Мисс и мистер класса»;
  10. Психологическая игра «Мир хаоса».
  11. устный журнал «Наш класс через 20 лет»;
  12. праздник «День класса».

9-й класс. «Учимся сотрудничать»

К 13-14 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе. Поэтому целью воспитательного процесса в девятом классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Предлагаемые формы работы:

  1. Тренинговое занятие «Я, и моя роль в классе».
  2. классный час «О правах и обязанностях ребенка» (знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка)
  3. психологическая игра «Королевство»;
  4. защита плакатов на тему «Нет- вредным привычкам!»
  5. психологическое занятие «Научись управлять собой»
  6. психологический тренинг «Учимся договариваться»;
  7. встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений;
  8. игровая программа «Час общения».
  9. психологическое занятие «Толерантность к проявлению чувств другими людьми».
  10. Психологическая игра «Мальчики и девочки».
  11. «Искусство жить в ладу с собой и миром» (практическое психологическое занятие в Физико-математической школе).

10й класс. «А если это-любовь?!»

Целью воспитательного процесса в десятом классе становится, формирование толерантных отношений между мальчиками и девочками, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться. Предлагаемые формы работы:

  1. диспут «Прощать — значит любить?»;
  2. классный час «Открытка от одиночества»
  3. ситуативная игра «Как должны себя вести истинные леди и джентльмены»;
  4. устный журнал «Наши девочки» (готовят мальчики);
  5. устный журнал «Наши мальчики» (готовят девочки);
  6. психологическое занятие «Свобода и ответственность».
  7. психологическая игра «Царство-государство».
  8. классный час «Существуют ли рыцари в наши дни?»;
  9. «Школа безопасности» (практическое занятие для юношей).
  10. игра «Любовь с первого взгляда».
Читайте так же:  Параноидная шизофрения симптомы и признаки

Все представленные выше блоки-модули программы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наиболее типичных проблем, выявленных в ходе диагностики. Программа « Толерантность-путь к успеху» учитывает не только особенности как такового подросткового возраста, но и особенности подростков конкретно 14 лет (8 класс), 15 лет (9 класс), 16 лет (10 класс).

Нами уделяется большое внимание развитию толерантного сознания у учителей и родителей. Современная школа в недостаточной степени реализует потенциал взаимоотношений учителей и учащихся, учащихся и родителей в процессе обучения, нередко сами педагоги и родители проявляют нетерпимость по отношению к учащимся. Мы разработали и провели родительские собрания и тренинговые занятия для учителей.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме.

Книга: Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения — Клаус Фопель

Автор книги: Клаус Фопель

Жанр: Зарубежная психология, Зарубежная литература

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

В книге представлены игры и упражнения, помогающие уже на первом этапе работы создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников. Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, способствуют осознанию того, что различия между людьми способствуют расширению наших представлений о себе и о других.

Игры в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении, но самое главное, по мнению автора, они доставляют участникам удовольствие. Удовольствие – это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации – все то, благодаря чему работа в группе становится спонтанной, живой и успешной.

Психологи и педагоги смогут использовать эти упражнения как в работе с детьми и подростками, так и для проведения тренингов со взрослыми.

Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения Текст

  • Объем: 260 стр. 9 иллюстраций
  • Жанр:з арубежная психология, п рактическая психология, п сихологическая консультация, п сихологические тренинги, п сихотерапия
  • Теги:к ниги для психологов, п рофессиональные коммуникации, п сихическое развитие, п сихология общения

В книге представлены игры и упражнения, помогающие уже на первом этапе работы создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников. Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, способствуют осознанию того, что различия между людьми способствуют расширению наших представлений о себе и о других.

Игры в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении, но самое главное, по мнению автора, они доставляют участникам удовольствие. Удовольствие – это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации – все то, благодаря чему работа в группе становится спонтанной, живой и успешной.

Психологи и педагоги смогут использовать эти упражнения как в работе с детьми и подростками, так и для проведения тренингов со взрослыми.

Сплоченность и толерантность в группе

Психологические игры и упражнения.

В книге «Сплоченность и толерантность в группе» представлены игры и упражнения, позволяющие уже на первом этапе работы создать в группе атмосферу сплочённости и доверия, раскрыть творческий потенциал участников.

Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, способствуют осознанию того, что различия между людьми способствуют расширению наших представлений о себе и о других.

Игры в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении, но самое главное, по мнению автора, они доставляют участникам удовольствие. Удовольствие — это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации — всё то, благодаря чему работа в группе становится спонтанной, живой и успешной.

Сплоченность и толерантность в группе — скачать, читать

22.05.16
Автор: Клаус Фопель

Сплоченность и толерантность в группе — анотация книги

В книге представлены игры и упражнения, помогающие уже на первом эгапе работы создать а группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников. Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, способствуют осознанию того, что различия между людьми способствуют расширению наших представлений о себе и о других. Игры в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении, но самое главное, по мнению автора, они доставляют участникам удовольствие. Удовольствие — это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации — все то, благодаря чему работа в группе становится спонтанной, живой и успешной.

Сплоченность и толерантность в группе скачать бесплатно Источник — Эзотерика. Живое Знание

Психологи и педагоги смогут использовать эти упражнения как в работе с детьми и подростками, так и для проведения тренингов со взрослыми.

Рейтинг: 1.06 (Просмотров: 452 ) 10 0
Все книги по эзотерике и саморазвитию

Доступный вариант книги «Сплоченность и толерантность в группе» можно скачать по ссылке ниже или читать онлайн. Это бесплатно.

Толерантность в группе

Толерантность как предмет психологии для исследова­телей выступает в нескольких видах. Несмотря на идентичность описания содержания основных видов толерантности в классификациях толерантно­сти, предложенных разными авторами, отсутствует определенное терминоло­гическое название видов толерантности. Проанализировав предлагаемые классификации видов толерантности как психологического явления, были определены основные характеристики видов то­лерантности:

  1. психофизиологическая (индивидная) толерантность — вид толерантности, характеризующий отсутствие или ослабление реагирования психофизиологической системы на внешний неблагоприятный средовой фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию;
  2. межличностная толерантность — вид толерантности, определяется как отсутствие или ослабление реагирования личности на неблагоприятное воздействие другой личности в результате снижения чувствительности к ее воздействию;
  3. межгрупповая (социальная) толерантность выделяется как вид толе­рантности, указывающий на отсутствие или ослабление реагирования соци­альной группы на неблагоприятное воздействие другой социальной группы в результате снижения чувствительности к ее воздействию.

В данной работе мы сделали акцент на третий вид толерантности — межгрупповая толерантность.

Исходя из рассмотренных подходов к толерантности и межгрупповым взаимодействиям, были рассмотрены сущностные характеристики и структура межгрупповой толерантности студенческих групп, в которую вошли функции межгрупповой толерантности, параметры, компоненты, уровни и критерии.

Толерантность как целостное образование имеет свою структуру,
которая выражается в соподчиненности ее компонентов.

Мотивационно-ценностный: усвоение ценностной ориентации; распространение ценностной ориентации на деятельность; принятие.

Когнитивный: знание о способах реагирования; понимание; представление о проявлениях толерантности в поведении; представления о реагировании в ситуациях критики и конфликта; знания о способах проявления сочувствия, поддержки; знания о способах вступления в контакт и отказа от него; умение просить и принимать помощь.

Читайте так же:  Формы разрешения конфликта

Эмоционально-волевой: оценка; восприятие; проявление терпимого отношения к другим, самообладания, выдержки, восприятие и оценка действий своих, других людей с точки зрения толерантности.

Поведенческий: применение, реагирование, проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике, конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию.

Также межгрупповая толерантность проявляется в своих функциях, параметрах и уровнях. Главными характеристиками межгрупповой толерантности являются ее критерии и показатели этих критериев, при помощи которых мы и будем определять уровни межгрупповой толерантности у разных студенческих коллективов.

Так, эмпатия характеризуется такими показателями, как:

  • уровень коммуникативной толерантности — применяемая в психологии характеристика отношений одной группы к членам других групп, которая показывает степень переносимости неприятных или неприемлемых психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию;
  • социальная дистанция — понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой.

Особенность поведения группы отображается через такой показатель, как стратегии поведения группы в конфликтной ситуации — отображает ту стратегию, которую выбирает коллектив при взаимодействии с другими группами в процессе конфликта.

Социальная активность проявляется через следующие показатели:

  • межгрупповая интеграция характеризует наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию, более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы;
  • межгрупповая открытость заключается в стремлении получить воздействия и оценки со стороны некоторых других групп.

Стереотипизация выражается через такие показатели, как:

  • социальный стереотип — упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп;
  • межгрупповая дифференциация — феномен межгруппового общения, подразумевающий различную оценку членов своей и другой группы, различные эмоции, которые они вызывают, а также различное поведение по отношению к ним.

Определив для каждой исследуемой группы указанные выше показатели, мы сможем выявить уровень межгрупповой толерантности и проследить её динамику в студенческих группах.

Цель исследования — выявить динамику межгрупповой толерантности на разных курсах обучения.

Объект исследования: межгрупповая толерантность студенческих групп.

Предмет исследования: динамика межгрупповой толерантности студенческих групп.

Гипотеза исследования:

  • в студенческих группах прослеживается положительная динамика межгрупповой толерантности от первого к пятому курсу, но в целом межгрупповая толерантность находится на низком и среднем уровнях;
  • показатели межгрупповой толерантности студенческих групп взаимосвязаны между собой и с уровнем внутригрупповых взаимоотношений.

В исследовании были использованы следующие методики: исследования межгрупповой интеграции (И. Ю. Кузнецов), шкалированный опросник для измерения установки на межгрупповую открытость (Ю. Н. Колебцева), определения доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант) (Н. П. Фетискин), определения межгрупповой дифференциации (В. С. Агеев), диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В.Бойко), шкала социальной дистанции (Э. Богардус), диагностический тест отношений (Г. У. Солдатова), диагностика эмоционально-психологического климата группы (по А. А. Русалиновой), оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру), методика изучения уровней учебного и личного взаимодействия между учащимися (Д. Майерс), определение индекса групповой сплоченности (Сишор).

Эмпирическую базу исследования составили 237 студентов МОСА, которые входили в 15 групп, в возрасте от 17 до 27 лет.

На первом курсе группы всех четырёх специальностей, как правило, показывали значения, соответствующие низкому уровню межгрупповой толерантности. Самые высокие значения, соответствующие высокому и среднему уровню межгрупповой толерантности, были отмечены на третьем и четвёртом курсах. Второй курс характеризуется значениями, соответствующими, в основном, среднему уровню межгрупповой толерантности. Во всех группах пятого курса наблюдалось существенное снижение значений показателей межгрупповой толерантности (см. рис.).

1 — межгрупповая интеграция; 2 — межгрупповая дифференциация; 3 — межгрупповая открытость; 4 — уровень коммуникативной толерантности; 5 — уровень эмоционально-оценочного компонента социального стереотипа; 6 — величина социальной дистанции

Рисунок

[3]

Взаимосвязь продолжительности обучения и всех показателей межгрупповой толерантности подтвердилась применением непараметрической корреляции по Спирмену. Данные, полученные после проведения корреляции, выявили, что, чем дольше студенты обучаются в вузе, тем показатели межгрупповой толерантности выше. Также для доказательности динамики межгрупповой толерантности был применён критерий Манна — Уитни. По полученным данным были определены значимые различия между студентами первых курсов и четвёртых, что говорит о росте значений показателей межгрупповой толерантности.

Применение непараметрической корреляции, по Спирмену, выявило и взаимосвязь всех показателей межгрупповой толерантности друг с другом.

В основном при увеличении какого-либо показателя повышаются и значения всех остальных. Если наблюдается уменьшения какого-либо значения, то это уменьшение характерно для всех показателей межгрупповой толерантности.

В процессе исследования также была выявлена взаимосвязь показателей межгрупповой толерантности с общим показателем внутригрупповых отношений. Было установлено, что, чем лучше взаимоотношения между студентами в группе, тем и показатели межгрупповой толерантности выше. Эта же соотношение работает и в обратную сторону: чем лучше студенты относятся к коллегам из других групп, тем общий показатель внутригрупповых отношений выше.

Проведя исследование динамики межгрупповой толерантности студенческих групп, был отмечен в целом низкий уровень межгрупповой толерантности на всех курсах обучения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: показатели межгрупповой толерантности студенческих группах возрастают в зависимости от продолжительности обучения и взаимосвязаны между собой и внутригрупповыми взаимоотношениями.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Результаты проведённого исследования могут в дальнейшем использоваться для формирования благоприятного климата во всём вузе, что положительно сказывается на всех сферах образовательной и воспитательной деятельности.

  • Подымова Л. С., д. псх. н., профессор кафедры общей психологии МОСА, г. Москва.
  • Агапов В. С., д. псх. н., профессор кафедры социальной психологии МОСА, г. Москва.

Источники


  1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.

  2. Шереметьев, Константин 100 секретов счастливой любви. Для всех возрастов, на все времена. Таро любви. (+ колода из 78 карт и книга с комментариями). Посланник. Правдивая история про любовь / Константин Шереметьев и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 704 c.

  3. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. — Москва: Наука, 2015. — 424 c.
  4. Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.
  5. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.
Толерантность в группе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here