Тревожность в психологии

Самое важное по теме: "тревожность в психологии" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Что такое тревожность и как ее победить

Тревожность – естественная реакция, которая возникает при волнении или опасении. Но что делать, когда она полностью заполоняет разум, заставляет нервничать по поводу и без, мешает спокойной жизни? Повышенная тревожность – это диагноз, но не приговор. Мы расскажем, как с этим справиться, стать уверенней и стабильней.

Что такое тревожность

Тревожность — это адаптивная реакция организма, которая подготавливает его к физическим или умственным процессам для преодоления или достижения целей. Чаще всего тревога выражается в совокупности со страхом, заставляя организм работать усерднее. Выделяются гормоны кортизола и норадреналина. Это объясняет повышенную потливость, учащенный пульс, дыхание. Как и другие эмоции, тревога заложена на уровне инстинктов. Она помогала нашим предкам активизировать силы для бегства и сражения.

Сейчас люди не нуждаются в такой защите, но часто сталкиваются с повышенным уровнем тревожности. Откуда же она берется?

[2]

Причины появления тревожности

Частое или постоянное тревожное состояние преобразовывается в тревожный синдром, то есть обретает хронический характер. Так происходит с тем, кто долго испытывал чувство страха или тревоги. К ним относятся дети, которые подвергались насилию, люди, жившие в зоне боевых действий или те, кто видел смерть родных, близких. Помимо длительного стресса существует ряд других причин:

  • Психические особенности. Это объясняет проявления тревожности в зависимости от типа личности и склонности к тревожным расстройствам. Чаще всего это эмоционально-чувствительные, иногда инфантильные люди, которые принимают все близко к сердцу, тревожатся по мелочам. Сюда же можно отнести детей, которые только учатся воспринимать мир, ощущают все сверхчувствительно.
  • Хронический стресс. Стресс на работе/учебе/дома, конфликты с родственниками или друзьями, переживания по поводу здоровья близких или своего – все это влияет на нервную систему. Ее «расшатанность» приводит к появлению частых тревожных состояний.
  • Психологическая травма. Детские травмы и те, что имели сильное психологическое влияние, закрепляются на уровне подсознания. Так начинает проявляться страх и становится тревожно в подобных ситуациях.
  • Неправильное отношение к себе. Эта причина частично относиться к первой. Люди, с повышенной требовательностью к себе имеют повышенный уровень тревожности. Чаще всего это связанно с социальной сферой. Такие люди зависят от мнения окружающих, остерегаются показать себя глупыми или смешными, тревожатся по поводу внешнего вида.

Диагностика тревожности и ее виды

Тревожное расстройство (тревожный синдром) — психическое расстройство, которое проявляется в общей постоянной тревоге, что не имеет конкретной причины.

  • Генерализированное тревожное расстройство (тревожный невроз). Такая тревога проявляется на общем уровне, может провоцироваться любой волнительной ситуацией или появляться беспричинно.
  • Ситуативная тревожность. Провоцирует на восприятие разных ситуаций как опасных или угрожающих.
  • Социальная. Страх, связанный с социальной жизнью. Боязнь осудительного мнения других людей или отвержения общества.
  • Паническое расстройство. Заболевание проявляется вспышками панического страха. Приступы могут настигнуть в любой момент и проявляться на физическом уровне (учащенное дыхание, тяжесть в груди, сильное сердцебиение, нехватка воздуха). Если замечались подобные случаи, лучше обратиться к врачу для составления правильного лечения.
  • Фобии. Страхи к конкретным вещам. Например, боязнь высоты, пауков или замкнутого пространства.

Чтобы определить правильное лечение хронической тревожности, нужно наверняка убедиться в ее наличии, исключить другие расстройства. Симптомы:

  • длительное ощущение тревоги;
  • депрессия;
  • хроническая усталость;
  • бессонница;
  • сложности в сосредоточении и расслаблении;
  • раздражительность;
  • учащенное сердцебиение;
  • дрожь в руках;
  • повышенная потливость;
  • головные боли, боль в мышцах;
  • головокружение;
  • затрудненное дыхание, ощущение удушья.

Основные аспекты проблемы тревожности в психологии

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.

Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии сданной теоретической позицией.

Читайте так же:  Условия развития одаренности

Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю. Л. Ханин отмечает, что тревога как состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Г. Ш. Габдреева, рассматривая проблему с позиции системного исследования, выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги. Системно-структурный подход, раскрытый в работах Н. А. Аминова, К. Е. Изарда, Н. Д. Левитова и других, предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах.

Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным изменением условий жизни. Еще И. П. Павлов считал, что состояние тревоги вызывается изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа. «При ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и тревожное состояние». Сюда нужно отнести затрудненность совместной деятельности, в ходе торой формируется ожидание угрозы самоуважению, престижу человека; конфликты или другие причины, приводящие к социальной изоляции. Состояние тревоги может также порождаться отсрочкой, задержкой в появлении ожидаемого объекта или действия. Чаще данное состояние возникает при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет.

Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе «Я»; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия. В качестве физиологических причин называют болезни; действие на организм психофармакологических препаратов.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.

В ряде работ описывается немотивированная тревожность, характеризующаяся беспричинными или плохо объяснимыми ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат. Психика таких людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может обуславливаться дисфункциональным эмоциональным стереотипом, мало поддающимся контролю со стороны сознания, что в общих чертах сближает состояние тревоги и аффекта. В последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте или диспозиции, сколько на особенностях ситуации и взаимодействии личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций. Причем в первом случае предполагается, что личностная тревожность имеет хронический, не связанный с особенностями ситуации характер.

[3]

Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает свойство личности. Уровень личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Тревожность как свойство личности, вслед за Ж. Тейлор, традиционно определяют в виде тенденции переживания нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующей этому поведенческой тенденции избегания воображаемой угрозы. Тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу.

По мнению Б. Г. Ананьева, разнообразие теоретических подходов и терминологическая неоднородность в использовании понятий не исключают возможность разработки единой концептуальной системы анализа различных аспектов проявления тревоги на основе ее функционального назначения. Многими авторами указываются следующие функции тревоги: функция поиска и обнаружения источников угрозы, функция оценки сложившейся ситуации, управляющая, регулирующая и антиципирующая функции.

Функциональный аспект исследования личностной тревожности предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека. Так, в ряде работ раскрывается роль данного свойства в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности.

Читайте так же:  Самооценка в группе

Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний.

Исторический аспект анализа тревожности позволяет рассмотреть причины данного свойства личности, которые также могут лежать на социальном, психологическом и психофизиологическом уровнях.

Так, в некоторых работах в качестве причины тревожности рассматриваются социальные проблемы личности, связанные с нарушениями в общении.

Причиной тревожности на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. Так, в исследовании В. А. Пинчук показано, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции – потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности – с другой. То, что эффект неадекватности, являясь выражением конфликтного строения самооценки, провоцирует развитие неадекватной тревожности, отмечается и другими авторами.

На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Существует точка зрения на детерминацию тревожности врожденными психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре головного мозга. По мнению ряда авторов, психофизиологическая основа тревожности состоит в расстройстве гомеостатических механизмов ретикулярной формации, которое выражается в нарушении координации и активности ее тормозных влияний.

Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. Анализ публикаций позволил нам выявить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения. Это отмечается в анализе поведения как детей, так и взрослых. Кроме того, исследования ряда авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.

Как видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать ряд трудностей, указанных выше.

Словарь основных психологических понятий Понятие «тревога» и «тревожность» в словарях

Психология. Иллюстрированный словарь

Тревога. Обусловлена ожиданием чего-то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Азбука социального психолога-практика

Тревога — личностно напрягающее, иногда личностно травмирующее, порой личностно разрушающее эмоциональное состояние субъекта, оказавшегося в обстоятельствах, оцениваемых им как неопределенно угрожающие и формирующие у него представление о возможных негативных для него последствиях в ближайшем или отдаленном будущем. Если сравнивать тревогу с достаточно родственным ей эмоциональным состоянием — страхом, то, в отличие от него как реакции на реально существующую конкретную опасность, тревога, как правило, не обусловлена непосредственной, по сути дела, объективной угрозой, а связана с субъективным ощущением возможности ее появления и острым переживанием по поводу тех сложностей, которые помешают справиться с ней и ее избежать.

Большой психологический словарь

Тревога (англ. anxiety) — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность Т. — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Согласно др. т. зр., страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию организма, человека как живого существа), а Т. — при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе). Во многих контекстах Т. и страх могут использоваться как взаимозаменяемые понятия.

Различают ситуативную Т., характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование, личностное свойство (Р. Кэттел, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также «объективная», «реальная» Т. и Т. «неадекватная», или собственно тревога, проявляющаяся при нейтральных, неугрожающих условиях.

На физиологическом уровне реакции Т. проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности. На психологическом уровне Т. ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и др. По мере возрастания состояния Т. выражающие ее явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда (см. Тревожного ряда явления). Оптимальный уровень Т. необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная Т.). Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий — дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

Т. м. б. ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов (см. Аутогенная тренировка, Методы психологической саморегуляции, Нервно-мышечная релаксация, Релаксация), а также в результате действия неосознанных защитных механизмов (см. Защита психологическая).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Почему многие одиноких

Понятие. Т. было введено в психологию З. Фрейдом (1925), разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх — Т., носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst). В философию подобное разграничение введено Кьеркегором и последовательно проводится в философии экзистенциализма. (А. М. Прихожан.)

Тревога (anxiety). Фрейд описывал ранние источники Т. в следующей хронологической последовательности: а) отсутствие матери; б) наказания, приводящие к страху утратить родительскую любовь; в) страх кастрации или его женский эквивалент во время эдипова периода; г) неодобрение со стороны Сверх-Я или наказание себя за действия, к-рые индивидуум считает неприемлемыми, несправедливыми или аморальными. В этих случаях Я ребенка может реагировать тревогой. Ребенок может испугаться своих инстинктивных желаний и начать тревожиться, что позволяет ему противится инстинктивному желанию, вынуждая Я противостоять желанию, вызвавшему у него тревогу.

Есть и др. теории, напр. теория Мелани Клейн, проводившей психоанализ маленьких детей и пришедшей к выводу, что источник Т. заключен в страхе смерти. Клейн различала два типа тревоги: преследующую (persecutory), порождаемую страхом уничтожения Я; и депрессивную, связанную со страхом ребенка причинить вред внешним и внутренним объектам любви из-за своих деструктивных импульсов.

Ролло Мэй характеризовал Т. как опасение, вызываемое угрозой ценностям, к-рые индивидуум считает необходимыми для своего существования как личности. Г. С. Салливан понимал тревогу как крайне неприятное состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения в межличностных отношениях. Он описывает, как, в силу эмпатической связи между малышом и матерью, тревога и напряжение матери вызывают тревогу у младенца.

Сэмюел Куташ разработал теорию Т., учитывающую последние достижения в области изучения Т. и стресса. Т., или состояние потери равновесия, возникает, когда испытываемый человеком уровень стресса не соответствует оптимальному для его конституции. Спокойствие, или состояние равновесия либо псевдоравновесия (malequilibrium), возникает при оптимальном уровне стресса, соответствующем конституции индивидуума, как в случае здорового баланса (равновесие), так и в случае нездорового баланса (псевдоравновесие). Т. может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует индивидууму о необходимости изменений, и неадаптивной, если ее уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям.

Теории научения и поведенческие теории. Э. С. Каплан описала основное различие между поведенческими теориями Т. (включ. теории научения), с одной стороны, и психодинамическими или психоаналитическими теориями Т., с др. стороны: первые фокусируют внимание на ближайших (проксимальных) стимулах, в то время как последние придают значение отдаленным (дистальным) причинам. Бутзин и Макс характеризуют его так: «В психодинамической теории тревога или избегающее поведение интерпретируется как признак лежащего в основе интрапсихического конфликта (дистальный стимул); в теориях научения и поведенческих теориях тревога считается реакцией на какой-то непосредственно предшествующий ей стимул, поддерживаемой подкрепляющими последствиями (проксимальные стимулы)». Непосредственные причины могут быть внешними, как, напр., ожидание предстоящего экзамена или отвержение значимым другим, либо внутренними, напр., принижение своих достоинств или воображаемые опасности.

Вторая группа важных поведенческих исслед. основана на модели оперантного обусловливания, в к-рой подкрепление или наказание зависит от реакции испытуемого или подопытного животного. Теоретики этого направления концентрируют внимание на поведении избегания и его результатах; терапевтическое воздействие при этом включает положительное подкрепление все более точного воспроизведения желаемого поведения приближения. Акцент делается на подкрепляющих и сигнальных (дифференцировочных) стимулах, а не на условных раздражителях.

Тревога — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, Т. представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. У человека Т. обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально Т. не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. В эмпирических исследованиях различают Т. ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и Т. как черту личности (тревожность) — повышенную склонность испытывать Т. по поводу реальных или воображаемых опасностей. Т. ослабляется с помощью защитных механизмов — вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др.

Общая психология. Словарь

Клиническая психология. Словарь

Тревога — (англ. anxiety) — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с предчувствием грозящей опасности.

Понятие Т. было введено в психологию З. Фрейдом, разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst). В философию подобное разграничение было введено С. Кьеркегором, а затем последовательно оно проводилось философией экзистенциализма. От указанного понимания Т. следует отличать «тревогу» по Г. Селье (англ. — alarm-reaction) — первую стадию адаптационного синдрома, сигнала к мобилизации защитных сил организма.

В современной психологии и психотерапии Т. и страх используются как взаимозаменяемые понятия. Тем не менее, они качественно различаются по определенности угрозы и по объекту угрозы. В первом случае Т. связана с неопределенной, диффузной, безобъектной угрозой, а страх — с явной и определенной угрозой. Во втором случае объект угрозы может быть: (а) социально-личностным, связанным с представлениями о себе, потребностями «Я», ценностями, межличностными отношениями, положением в обществе и прочими факторами, вызывающими Т.; (б) а, с другой стороны, объект угрозы может быть «витальным», угрожающим целостности и существованию человеческого организма, что, естественно, вызывает страх.

Различают также ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое личностное образование (Р. Кэттелл, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). На физиологическом уровне реакции Т. проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности. На психологическом уровне Т. ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. По мере возрастания состояния Т. выражающие ее проявления претерпевают ряд закономерных изменений. Оптимальный уровень Т. необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная Т.). Чрезмерно высокий уровень Т. (как и чрезмерно низкий) вызывают дезадаптивную реакцию, проявляющуюся в общей дезорганизации поведения и деятельности. Т. может быть ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных психотерапевтических приемов, а также непроизвольно — в результате действия защитных механизмов психики.

Читайте так же:  Гордыня и гордость отличия

Тревога и тревожность. Обзор некоторых подходов.

Словарное определение тревоги в психологии – это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Более расширено тревогу можно определить как экзистенциональный страх, одну из благотворных сил, дающих возможность человеку перейти из повседневного бытия в экзистенциональный план, в мир свободной воли.

Трево­га – реакция на грозящую опасность, ре­альную или воображаемую, эмоциональ­ное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределен­ным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность, в отличии от тревоги — индивидуальная психо­логическая особенность, состоящая в по­вышенной склонности испытывать беспо­койство в различных жизненных ситуаци­ях, в том числе и тех, объективные харак­теристики которых к этому не предраспо­лагают.

Тревожность, по мнению Анны Михайловны Прихожан, известнейшего исследователя тревоги и тревожности — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. А.М. Прихожан рассматривает тревожность как эмоционально-личностное образование, имеющее когнитивный (мышление, память, восприятие), эмоциональный и операциональный (поведение) аспекты. Тревожность характеризуется чувством тревоги, находящимся в одном ряду предвосхищающих эмоций, таких, как страх и надежда. Различают эмоциональное состояние тревожности и тревожность – эмоциональную устойчивую черту, индивидуальную особенность, проявляющуюся как склонность к интенсивным и частым переживаниям состояния тревоги.

Ощущается тревожность напряжением, озабоченностью, беспокойством, нервозностью и переживается как неопределенность, беспомощность, бессилие, незащищенность, одиночество, грозящая неудача, невозможность принятия решения и т.п. Тревожность сопровождается усилением частоты сердечных сокращений, увеличением циркуляции крови, повышением артериального давления, увеличением общей возбудимости, снижением порогов чувствительности, приобретением негативной эмоциональной окраски нейтральными ранее стимулами.

Тревожность как личностная черта подразделяется на тревожность специфическую (как пример: тестовая или межличностная) и генерализованная (общая) меняющая свои объекты с изменением их значимости для человека.

Следует различать тревогу и страх. Согласно одному подходу страх – реакция на реальную, конкретную опасность, тревога – чувство, вызванное смутной, неопределенной безобъектной угрозой, преимущественно воображаемого характера. В другом подходе страх и тревожность различаются как переживания угроз витального и социального характера соответственно. Есть третий подход, в котором страх – фундаментальная эмоция, а тревога – производная от страха, комбинированная с другими базовыми эмоциями.

Источниками устойчивой тревоги, по мнению А.М. Прихожан, могут служить не только внешняя длительная стрессовая ситуация и внутренний психологический или физиологический источник, но и сочетание внешнего и внутреннего источника стресса с его субъективной оценкой. Состояние страха – тревоги может быть рассмотрено как «психологический эквивалент любого конфликта». Конфликт в этом случае определяется как противоречие между оценкой человеком ситуацией как угрожающей и отсутствием средств, чтобы ее преодолеть (избежать).

Иногда тревожность рассматривается как результат внутреннего конфликта. Первым такому подходу следовал З. Фрейд. Он видел внутренний конфликт как противоречие между психическими структурами невротического характера, одной стороной которого является бессознательное. В бессознательное вытесняются либидозные (огрубляя, сексуальные) инстинкты. Тревожность вызывает связанный с защитой вытеснения аффект (сильную эмоциональную реакцию).

В отечественной психологии тревожность как проявление внутреннего конфликта рассматривал В.Н. Мясищев. Для него внутренний конфликт представлял собой особое сочетание субъективных и объективных факторов, нарушающих значимые отношения личности, сопровождающихся устойчивым переживанием эмоционального напряжения. Интенсивность этого переживания (по сути, переживание тревоги) зависит от личной субъективной значимости нарушаемых отношений. Особую роль играют противоречия между наличествующими личными возможностями и требованиями действительности. Для профилактики и преодоления тревожности П.В. Симонов предлагал уделять внимание не коррекции требований или переоценке (переинтерпретации) ситуации, а обеспечению «Вооруженности». Проблемы по Симонову надо решать ибо длительное сохранение внутриличностного конфликта приводит к сохранению и усилению тревожности.

Д.С.МакКлеланд связывал тревогу с внутренним конфликтом самооценочного типа и ставил ее в зависимость от гармоничности представления о себе. Наличие противоречий в образе «Я», дисгармоничных представлений о себе, приводит к снижению «силы Я», к фрустрации и, как следствие, к переживанию тревоги.

Великий Карл Роджерс рассматривал тревогу как переживание состояния скованности, напряженности с неосознаваемой причиной. Актуальный опыт индивида, могущий представлять угрозу для его «Я концепции» (совокупности представлений индивида о себе, его эмоциональное отношение к себе) вытесняется в бессознательное. В сознании тревога проявляется как символ угрозы, которая есть отражение неконгруэнтности (несоответствия) «Я-концепции» и актуального опыта. Это неконгруэнтность может проникнуть в сознание, и собственно подпороговое ощущение возможности этого проникновения порождает тревогу. Тревога – сигнал того, что человек искажает восприятие реальности, чтобы сохранить привычное представление о себе. Люди, испытывающие конфликт между «Я-реальным» (представление о себе, как есть) и «Я-идеальным» (представление о себе каким бы я хотел бы быть в идеальных условиях) испытывают так называемую «хронизированную» тревожность. Для преодоления внутреннего конфликта и снятия тревожности К. Роджерс предлагает «клиент-центрированную» терапию в результате которой, клиент переживает чувства, прежде недопускаемые в сознание и расширяет ими свою «Я-концепцию».

Ряд исследований был посвящен психологическим образованиям, в которые тревога входит как составляющая. В частности, исследовалось такое явление как «эффект неадекватности», возникающий из-за конфликта самооценки и уровня притязаний.

Читайте так же:  Конфликт интересов судьи

Великий Фриц (позже Фредерик) Перлз рассматривал тревогу как порождение конфликта постоянных двух тенденций в развитии личности: тенденции к актуализации «я-концепции» и самоактуализации. Тенденция к самоактуализации стремление человеком стать тем, что он есть, а в стремлении актуализировать «я-концепцию» человек стремиться стать некоторым оторванным от реальности идеалом.

Были исследования советских психологов, берущие свое начало еще от школы Курта Левина о тревожности, связанной с рассогласованием уровней самооценки и притязаний. Это рассогласование препятствует выбору деятельности, целей поведения, что ведет к переживанию внутреннего дискомфорта, напряженности, что в свою очередь, вызывает тревогу. Сила тревожности зависит от рассогласования высотных характеристик уровней самооценки и притязаний. А.М. Прихожан в развитие указанных взглядов уточнила, что тревожность связана с неблагоприятными типами самооценки, с неблагополучными соотношениями уровней самооценки и притязаний, когда уровень самооценки оказывается выше уровня притязаний. Уровень тревожности увеличивается с уровнем осознания такого соотношения. Переживание тревоги зависит от влияния защитных механизмов. Конфликт между уровнем самооценки и уровнем притязаний ведет к повышенному стремлению к успеху, к затрудненности в оценке успеха, к сомнениям, колебаниям, двойственности в оценке успеха, и это препятствует переживание удовлетворения потребностей и к увеличению тревожности.

Общая характеристика тревожности

Тревожность это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность становится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность.

Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожности выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со стороны педагога и психолога.

Анализ современных психологических исследований тревожности приводит к заключению, что они исходят в основном из четырех основных источников: классических теорий эмоций, психоанализа, неофрейдизма и теории научения.

Тревожность в классических теориях эмоцийпонимается как:

одна из форм страха (Джемс – Ланге);

комплексное эмоциональное состояние, которое может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение (К. Изард).

Тревожность в классическом психоанализе определяется как неприятное эмоциональное переживание. Содержанием тревожности являются переживание неопределённости и чувство беспомощности. По мнению З. Фрейда, тревожность характеризуется тремя признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием этого переживания. Он выделил следующие виды тревожности: объективная (реальный страх) – на опасность во внешнем мире, невротическая – на опасность, не определяемую и не известную, и моральная – «тревожность совести». Невротическая тревожность близка к тому, что принято описывать в терминах тревожность как личностное образование, или высокий уровень тревожности. Моральная тревожность возникает вследствие восприятия эго опасности, идущей из супер-эго и представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности.

А. Фрейд выделяла тоже три основных вида тревожности: объективная тревожность, боязнь супер-эго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой. Тревожность, с точки зрения А. Фрейд, — основной фактор, порождающий защитный процесс и ведущий к неврозу.

Понимание тревожности в неофрейдизме наиболее ярко представлено в работах К. Хорни. Она вводит термин «базальная тревожность» для обозначения переживания глубокой ненадёжности и смутной озабоченности. Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который ребёнок воспринимает как потенциально враждебный себе.

В теориях научения тревожности, точнее тенденции к ее уменьшению, придается основное значение в социализации ребёнка. Она может способствовать выработке как положительных качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость (Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, Р. Уолтерс).

Дж. Тейлор впервые дает определение тревожности, которое и на современном этапе принимается многими психологами – исследователями. Под тревожностью автор понимает переживание нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующее этому поведенческое стремление избегания воображаемой угрозы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В отечественной психологии, чаще всего, различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Ханин Ю.Л. отмечает, что тревога как состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых переживаний напряжённости, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. А тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Источники


  1. Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.

  2. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.

  3. Вселенская, Валентина Выйди из памяти! Люблю — ненавижу. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Валентина Вселенская , Александр Пинт , Джон Кертис. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 688 c.
  4. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2016. — 971 c.
  5. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.
Тревожность в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here