Тревожности р тэммл м дорки

Самое важное по теме: "тревожности р тэммл м дорки" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Приложение 2

Индивидуальные данные по Тесту тревожности

(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Ф.И. Уровень тревожности
1. А.Татьяна высокий
2. К.Оля высокий
3. А.Павел низкий
4. Т.Иван высокий
5. Д.Максим высокий
6. Р.Алина высокий
7. О.Владимир средний
8. С.Яна высокий
9. Б.Дмитрий низкий
10. Л.Дамир средний
11. К.Алена высокий
12. В.Дмитрий высокий
13. П.Кристина высокий
14. Т.Дмитрий высокий
15. О.Надя высокий
16. У.Дмитрий средний
17. О.Оксана высокий
18. Т.Ирина низкий
19. К.Лиля высокий
20. О.Светлана высокий
21. К.Марина высокий
22. Р.Никита низкий

Приложение 3

Методика «Лесенка» (В. Г. Щур)

Цель методики — исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

[3]

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Читайте так же:  Безответная любовь боль

Адекватная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Семья и развитие детей

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) ставит перед собой задачу исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5×11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.

Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция.

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = ( Число эмоциональных негативных выборов/14) х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Cтимульный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

14 рисунков размером 8,5×11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. (Приложение №6)

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

Читайте так же:  Понятие личности связано

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Имя: Николай. Возраст: 6 лет. Дата: 10.11.96 г.

Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо Печальное лицо
1. Игра с младшими детьми Ему надоело играть +
2. Ребенок и мать с младенцем Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой +
3. Объект агрессии Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо +
4. Одевание Он пойдет гулять. Надо одеваться +
5. Игра со старшими детьми Потому что у него дети +
6. Укладывание спать в одиночестве Я всегда беру спать игрушку +
7. Умывание Потому что он умывается +
8. Выговор Мама хочет уйти от него +
9. Игнорирование Потому что тут малыш +
10. Агрессивность Потому что кто-то отбирает игрушку +
11. Собирание игрушек Мама заставляет его, а он не хочет +
12. Изоляция Они не хотят играть с ним +
13. Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним +
14. Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю пить молоко +

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Опросник для выявления тревожности у ребенка

(Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко)

Примечание: не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее «Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка» (см. приложение №7).

Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»

В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте 2-3х лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую минуту появления родителей, на это следует обратить внимание. Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П. Бейкер, М. Алворд):

1.Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

4.Постоянный отказ идти в детский сад.

5.Постоянный страх остаться одному.

6.Постоянный страх засыпать одному.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7.Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем то разлучается.

8.Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др.

(Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит).

Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течении 4-х недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха, который может спровоцировать появление тревожности.

Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет

Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течении 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т.д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже, и приложение №3) . в течении дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками (+) или (-).

Читайте так же:  Родоначальник учения о темпераменте

Коррекционная программа, осуществляемая психологом, состоит из следующих этапов

:

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

Тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5×11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция.

Во избежание навявывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Образец протокола:
Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: 10.11.96 г.

Тест тревожности дошкольников Тэммл, Дорки и Амен

Беспокоящие состояния могут сопровождать человека на протяжении всей жизни, но их первые проявления обычно отмечаются в раннем детстве. В таких условиях важно точно выявлять тревожность у малышей. Для решения этой задачи нужна специальная методика, учитывающая возрастные особенности. Воплощением этой методики является тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для дошкольников.

Суть метода

Методика направлена на определение уровня тревожности у детей путём моделирования жизненных ситуаций, при наступлении которых беспокоящие состояния проявляются в наибольшей степени. Механизм решения задачи — тест. Возрастные рамки тестирования — от 3 до 7 лет.

Авторы при разработке методики рассматривали тревожность через призму нацеленности человеческой деятельности на достижение успеха.

Тревожность — психическое состояние, проявляющееся в склонности человека переживать сильные отрицательные эмоции неопределённости, ожидания неблагоприятного исхода предстоящих событий по относительно незначительным поводам.

Беспокоящее состояние негативно влияет на личностное развитие ребёнка. Тревожность снижает активность детей, направленную на достижение успехов.

В условиях беспокоящего состояния малыш стремится предотвратить наступление ожидаемого неблагоприятного исхода, он избегает неопределённости. Опасность заключается в том, что она формирует поведение ребёнка, складывается в укоренившуюся черту характера. Это существенно снижает вероятность становления успешной личности.

Большое значение при тревожности имеет личный пережитый опыт. Беспокойство возникает в определённой знакомой ситуации. В других условиях оно может совершенно не проявляться. Чтобы выявить тревожность, нужно смоделировать максимум возможных ситуаций, возникающих в жизни малыша.

[2]

Диагностика с помощью теста Тэммл, Дорки и Амен позволяет:

  • вскрыть внутреннее отношение ребёнка к определённым социальным ситуациям;
  • установить характер взаимодействия со сверстниками;
  • выявить уровень развития коммуникативных навыков во взаимоотношениях со взрослыми;
  • увидеть позицию в конкретных социальных группах;
  • определить степень адаптации малыша к разным ситуациям в социуме, которые встречаются в жизни;
  • составить эмоциональный портрет ребёнка;
  • установить источник раздражения, провоцирующего тревогу.

Содержание теста

Протокол детского теста начинается с указания основных данных тестируемого:

  • имя ребёнка;
  • возраст;
  • дата проведения опроса.

Стимульные материалы теста — картинки двух групп, для девочек и мальчиков. Для каждой группы представляется по 14 картинок. На картинках для мальчиков нарисован мальчик. Соответственно карточки для девочек содержат изображения девочки.

У детей на карточках не прорисованы лица, изображён лишь контур. Каждая картинка с основным сюжетом дополнена ещё двумя изображениями, где точно скопирован контур лица ребёнка с главного сюжетной картинки.

Но на дополнительных изображениях лицо прорисовано. На одной картинке — лицо улыбается, вторая демонстрирует расстройство и грусть.

Содержание теста для девочек:

Номер картинки Описание картинки Ответ
1 Девочка играет с младшим ребёнком. Её реакция? Радость/расстройство
2 Девочка идёт с мамой, которая катит коляску. Из коляски смотрит малыш. Какое лицо у девочки? Расстроенное/радостное
3 Мальчик замахивается на девочку. Какое лицо у неё? Весёлое/грустное
4 Малышка надевает ботиночки, сидя на скамейке. Её эмоции? Печаль/радость
5 Девочка играет в песочнице со взрослым. Какое у лица выражение? Весёлое/печальное
6 Девочка ложится спать, родители смотрят телевизор. Чувства ребёнка? Расстройство/радость
7 Девочка моет руки в раковине. Её реакция? Веселье/грусть
8 Мама ругает девочку. Реакция? Печаль/радость
9 Папа играет с младшей сестрой, не реагирует на девочку. Что она чувствует? Веселье/печаль
10 Мальчик отбирает куклу у девочки. Её реакция? Грусть/радость
11 Мама говорит девочке убрать игрушки. Что чувствует дочка при уборке? Веселье/печаль
12 Ребята не обращают внимания на девочку. Какое лицо у неё? Расстройство/радость
13 Девочка стоит рядом с мамой и папой. Что она чувствует? Веселье/грусть
14 Девочка ест. Её эмоции? Грусть/радость

Аналогично выглядит опросник для мальчиков, только на картинках девочка заменена мальчиком.

Скачать стимульные материалы и полную инструкцию к тесту тревожности

Специфика использования

Тестирование проводится в отдельном помещении. Помимо ребёнка, педагога или психолога в комнате могут находиться родители. Присутствие посторонних лиц нежелательно.

Читайте так же:  Тревожное расстройство лечение

Ребёнку дают картинки в строгой последовательности. При демонстрации каждого рисунка тестирующий человек описывает ситуацию, просит малыша внимательно посмотреть на картинку и выбрать лицо, подходящее под ситуацию.

Малыш может комментировать ситуацию, но педагог не должен просить малыша объяснять выбор. Родители не имеют права подводить ребёнка к ответу, советовать ему что-либо, просить вспомнить похожую ситуацию и т. д. Малышу никто не должен мешать, отвлекать и подсказывать. Он должен быть спокоен. Тестирующий человек не должен ничего пояснять или комментировать.

С целью избегания навязывания ребёнку реакции варианты в ответе чередуются. Дополнительные, уточняющие вопросы малышу не задаются.

Ребёнок должен отреагировать на ситуацию, изображённую на рисунке, отметив своё отношение к ней. Педагог или психолог в специальном бланке отмечает реакцию и ответы малыша, фиксирует его высказывания.

Таблица. Пример бланка для фиксации результатов теста.

Имя: Миша. Возраст: 4 года. Дата: 10.11.2018

Номер картинки Высказывание тестируемого субъекта Весёлое лицо Грустное лицо
1 Интересно играть +
2 Нравится гулять с мамой +
3 Хочу ударить мальчика +
4 Одеваться надо +
5 Интересно +
6 Нужно, чтобы была мама +
7 Надо умываться каждый день +
8 Расстроил маму +
9 Младшему братику нужно внимание +
10 Отбирать чужие вещи плохо +
11 Мама запрещает играть +
12 Они плохие +
13 Люблю маму и папу +
14 Вкусно пить чай с печеньем +

Интерпретация результатов

Результаты тестирования, зафиксированные в бланке, подвергаются глубокому осмыслению и оценке. Анализ проводится в двух формах:

Количественный анализ

На основе результатов теста вычисляется индекс тревожности (Anxietyindex — Ai). Этот показатель показывает процентное соотношение эмоционально негативных ответов (Negative answer — NA) к общему числу рисунков (14).

Ai = NA / 14 х 100%.

По Ai определяется общий уровень тревожности (УТ) малыша.

  1. Высокий УТ — Ai выше 50%.
  2. Средний УТ — Ai от 20 до 50.
  3. Низкий УТ — Ai от 0 до 20%.

В примере с Мишей:

  • негативных ответов — 6;
  • Ai = 6 / 14 х 100% = 42,85%;
  • у ребёнка средний уровень тревожности;
  • по конкретным ответам можно определить, что у ребёнка беспокоящие состояния вызывает агрессия (но это норма), есть проблемы во взаимоотношениях со взрослыми (неуверенность при отсутствии мамы, страх сделать вопреки её указаниям);
  • основной источник тревожности — одиночество.

Качественный анализ

Обработка результатов направлена на индивидуальную оценку состояния ребёнка. На основе анализа формируется характер эмоционального опыта малыша в конкретной ситуации.

В качественном анализе оцениваются рисунки группами и по отдельности. Негативная реакция на эти изображения чаще делают дети с высоким уровнем Ai:

Высокий или средний Ai у детей часто фиксируется при негативной реакции на демонстрацию следующих рисунков:

  • малыш и мама с коляской;
  • умывание;
  • игнорирование;
  • уборка игрушек.

Дошкольники чаще демонстрируют тревожность (негативные ответы) при демонстрации рисунков, которые моделируют ситуацию взаимодействия со сверстниками. Ниже тревожность в ситуациях взаимодействия малыша и взрослого, а также при выполнении повседневных действий.

Рассматриваемый детский тест — эффективный инструмент определения тревожности, по форме оптимально адаптированный для естественного восприятия ребёнком дошкольного возраста.

Материал тестирования позволяет получить обширную искреннюю информацию, которая позволяет грамотно выстраивать взаимоотношения с малышом для коррекции беспокоящих состояний.

Существует большое количество модификаций теста. Характер картинок корректируется с учётом конкретных условий и особенностей детей. Моделируемые ситуации также могут активно адаптироваться.

Исследование тревожности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель:Исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду и школе. Испытуемые — дети 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Экспериментальный материал:

14 рисунков размером восемь с половиной на одиннадцать см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка (дошкольника или младшего школьника) ситуацию:

РИСУНОК 1 — ИГРА С МЛАДШИМИ ДЕТЬМИ (Ребенок играет с двумя малышами).

РИСУНОК 2 — РЕБЕНОК И МАТЬ С МЛАДЕНЦЕМ (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).

РИСУНОК 3 — ОБЪЕКТ АГРЕССИИ (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника).

РИСУНОК 4 — ОДЕВАНИЕ(ребенок сидит на стуле и обувает ботинки).

РИСУНОК 5 — ИГРА СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ (ребенок играет с двумя старшими детьми).

РИСУНОК 6 — УКЛАДЫВАНИЕ СПАТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ. (Ребенок идет к своей кроватке. Родители сидят в кресле спиной к нему).

РИСУНОК 7 — УМЫВАНИЕ (Ребенок умывается в ванной комнате).

РИСУНОК 8 — ВЫГОВОР (Мать, подняв указательный палец, строго за что-то ребенку выговаривает).

РИСУНОК 9 — ИГНОРИРОВАНИЕ(Отец играет с малышом. Ребенок сидит в одиночестве).

РИСУНОК 10 — АГРЕССИВНОЕ НАПАДЕНИЕ (Сверстник отбирает у ребенка игрушку).

РИСУНОК 11 — СОБИРАНИЕ ИГРУШЕК (Мать и ребенок убирают игрушки).

РИСУНОК 12 — ИЗОЛЯЦИЯ (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

РИСУНОК 13 — РЕБЕНОК С РОДИТЕЛЯМИ (Ребенок стоит между матерью и отцом).

РИСУНОК 14 — ЕДА В ОДИНОЧЕСТВЕ (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчиков (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.

Читайте так же:  Лечение гипнозом психических

Метод предъявления:

Рисунки предъявляться ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:

1 — ИГРА С МЛАДШИМИ ДЕТЬМИ. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами?».

2 — РЕБЕНОК И МАТЬ С МЛАДЕНЦЕМ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом?».

[1]

3 — ОБЪЕКТ АГРЕССИИ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое?».

4- ОДЕВАНИЕ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) одевается».

5 — ИГРА СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми».

6 — УКЛАДЫВАНИЕ СПАТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) идет спать».

7- УМЫВАНИЕ.«Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) в ванной».

8 — ВЫГОВОР. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное?»

9 — ИГНОРИРОВАНИЕ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое?».

10 — АГРЕССИВНОЕ НАПАДЕНИЕ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное?».

11 — УБОРКА ИГРУШЕК. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки».

12 — ИЗОЛЯЦИЯ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное?»

13 — РЕБЕНОК С РОДИТЕЛЯМИ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она)со своими мамой и папой».

14 — ЕДА В ОДИНОЧЕСТВЕ. «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) ест».

Название лица (веселое — печальное, печальное — веселое) в инструкции чередуется. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

Протоколирование:

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесное высказывание фиксируются в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Анализ данных:

Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске. Так, рисунок 1 (Игра с младшими детьми), 5 (Игра со старшими детьми) и 13 (Ребенок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску;

Рисунок 3 (Объект агрессии), 8 (Выговор), 10 (Агрессивное поведение) и 12 (Изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску;

Рисунок 2 (Ребенок и мать с младенцем), 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 7 (Умывание), 11 (Уборка игрушек) и 14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл.

Таблица 1.1.

Образец протокола

Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: 23.09.96
Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо Печальное лицо
ИГРА С МЛАДШИМИ ДЕТЬМИ
РЕБЕНОК И МАТЬ С МЛАДЕНЦЕМ
ОБЪЕКТ АГРЕССИИ Хочет ударить его стулом. У него грустное лицо.
ОДЕВАНИЕ
ИГРА СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ
УКЛАДЫВАНИЕ СПАТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ Я всегда беру спать игрушку
УМЫВАНИЕ Потому, что он умывается
ВЫГОВОР Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой.
ИГНОРИРОВАНИЕ Потому, что малыш тут.
АГРЕССИВНОСТЬ Потому, что кто-то отбирает игрушки.
УБОРКА ИГРУШЕК Печальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли?
ИЗОЛЯЦИЯ Мама хочет уйти от него.
РЕБЕНОК С РОДИТЕЛЯМИ Мама и папа гуляют с ним, веселое лицо.
ЕДА В ОДИНОЧЕСТВЕ Пьет молоко, и я люблю.

Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку — то, какой эмоциональный смысл придает ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный не травмирующий опыт общения.

Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.

Количественный анализ:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально — негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

Источники


  1. Корчагина, Ирина Большая энциклопедия манипуляций / Ирина Корчагина. — М.: АВТОР, 2013. — 867 c.

  2. Энциклопедия семейной жизни (комплект из 2 книг). — М.: Отечество, 2010. — 825 c.

  3. Сергей, Александрович Муратов Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Сергей Александрович Муратов. — М.: Юрайт, 2016. — 773 c.
  4. Кругляк, Лев Второй шанс счастья. О чем надо помнить, прежде чем еще раз создать семью (комплект из 2 книг) / Лев Кругляк , Юрий Кукурекин. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 576 c.
  5. Гавэйн, Шакти Доверять себе. Путь к свободе и самовыражению. Пробуждение чувств. Доверься — и следуй! В поисках любви. От ложного доверия к доверию истинному (комплект из 3 книг) / Шакти Гавэйн и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 864 c.
Тревожности р тэммл м дорки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here