Турция и кипр конфликт

Самое важное по теме: "турция и кипр конфликт" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Кипр: анатомия конфликта (часть 2)

В мировых СМИ появилось немало оптимистичных прогнозов по поводу перспектив урегулирования кипрской проблемы. Однако насколько обоснован подобный оптимизм, ведь вся история конфликта на Кипре свидетельствует о том, что его решение не может быть быстрым и легким.

В середине 1970-х началось массовое переселение турок из Анатолии на оккупированный турецкими войсками север Кипра. Переселенцы обеспечивались брошенной землей и имуществом греков-киприотов и уже в силу этого обстоятельства не считали для себя приемлемой никакой иной перспективы, кроме интеграции с Турцией.

Турция и руководство ТФГК стремились не допустить применения против них действенных санкций со стороны ООН за продолжение незаконной оккупации части Республики Кипр. Они выступали с многочисленными миролюбивыми заявлениями, не отказывались участвовать в межобщинных переговорах под эгидой ООН. Подобное затягивание времени позволило лидерам ТФГК дождаться ослабления внимания международного сообщества к кипрской проблеме, которая, казалось, была всеми позабыта после советского вторжения в Афганистан.

Дождавшись благоприятного момента, лидеры турок-киприотов прервали переговоры и предприняли дальнейшие шаги по закреплению раскола острова и интеграции его северной части с Турцией.

Законодательная ассамблея ТФГК приняла резолюцию о праве на самоопределение турецкой общины острова. 15 ноября 1983 г. на основании этой резолюции была провозглашена независимая Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК). Р.Денкташ, ставший президентом ТРСК, заявил, что рассчитывает на поддержку этого шага «отчизной» — Турцией. Действительно, вскоре Турция официально признала независимость ТРСК.

На переговорах о мирном воссоединении острова Турция и турки-киприоты отказывались признавать право греков на возвращение в родные места на севере острова и выводить с Кипра турецкие войска. Чтобы сделать раскол необратимым, на север Кипра были переселены 110 тысяч жителей материковой Турции, которые в настоящее время превышают по численности турок-киприотов (90 тысяч).

Греки сумели добиться международного признания правительства, избранного без участия турок-киприотов, в качестве единственно законного правительства Республики Кипр.

После разделения острова две его части стали совершенно обособленными территориями, которые развивались разными темпами. В 1990-х гг. экономика южной части острова развивалась очень динамично. Низкие налоги и инфляция (3-6%) стимулировали экономическое развитие, быстрыми темпами росла внешняя торговля, вводились передовые методы ведения сельского хозяйства (до 1974 г. более 80% сельскохозяйственной продукции производилось на севере). Северная часть острова (несмотря на значительную помощь Турции) страдала от международных санкций и нерешенных экономических проблем. Особенно негативно сказывался введенный в 1994 г. запрет на экспорт в страны ЕС цитрусовых и томатов – двух основных экспортных культур ТРСК. Показатели импорта и экспорта ТРСК были незначительными, темпы инфляции – очень высокими, в отдельные годы они достигали 60%.

Главным фактором успешного экономического развития южной части острова стала политика правительства, направленная на развитие туризма и сферы услуг (64% занятых).

В течение 1980-х годов правительство Кипра успешно преодолело кризис в туристской сфере (наиболее развитая часть инфраструктуры туризма осталась на севере острова), и туризм превратился в основной источник валютных поступлений. Число отдыхающих на юге Кипра достигло около 2,5 млн. ежегодно, на севере – не поднималось выше 400 тысяч (из них более 300 тысяч – из Турции).

В 2002 г. размер ВВП, рассчитанный по покупательной способности на душу населения достиг на юге Кипра – 18 500 евро: по этому показателю он уступал только пяти странам – «старым» членам ЕС (в среднем – 23 500 евро). В ТРСК данный показатель составляет всего половину от весьма скромного показателя Турции (5 200 евро) – то есть, по сравнению с югом ниже в несколько раз.

Надежда, что позиции конфликтующих сторон могут сблизиться, вновь возродилась под влиянием процесса расширения Евросоюза. В 2003 г. турецкие власти на Кипре смягчили меры пропускного режима вдоль «зеленой линии», что позволило многим киприотам впервые за 30 лет посетить родные места. Вступление Кипра в Европейский союз активизировало мирный процесс. Согласно плану ООН, который получил название «плана Аннана» (бывшего генсека ООН), объединенный Кипр по своему государственному устройству должен был напоминать Швейцарию, а представители греческой и турецкой общин поочередно становились президентом страны. План предусматривал, что лишь незначительное количество греческих беженцев получит право вернуться на север, а их подавляющее большинство останется в местах своего нынешнего проживания. При этом для возвращающихся беженцев будут действовать ограничения на приобретение собственности в северной части острова до тех пор, пока фактический уровень жизни обеих общин не сравняется.

Десяткам тысяч турок, приехавшим после 1974 г., предоставлялось право остаться на острове, предполагалось также сохранить военное присутствие Турции. Чтобы сделать план более привлекательным для греков, предусматривалось, что турецкая община пойдет на определенные территориальные уступки: в случае воссоединения острова территория турецкой части должна уменьшиться на 8% и составить 29% Кипра. Всем жителям острова было обещано, что в случае одобрения плана Аннана острову будет предоставлена широкомасштабная финансовая помощь со стороны международного сообщества.

США и ЕС дали грекам-киприотам понять, что в случае их отказа одобрить план Аннана будут приняты меры по выводу ТРСК из международной изоляции.

Еще одним средством давления на греков-киприотов был внесенный накануне референдума проект резолюции Совета Безопасности ООН, предполагавший ввод на Кипр международных миротворческих сил и запрет поставок оружия на остров. Однако Россия наложила вето на данный проект, так как посчитала, что его принятие будет откровенным давлением на жителей острова накануне референдума. Тем самым Москва оказала поддержку президенту Кипра Т. Пападопулосу, который призывал голосовать против плана Аннана.

Главная причина недовольства греков состояла в том, что план Аннана предусматривал возвращение в турецкую часть острова лишь незначительного количества беженцев. В результате киприоты оказались бы в парадоксальной ситуации: имея право свободно перемещаться по всей Европе, они были лишены права выбирать место жительства в своей собственной стране. Не удивительно, что президент Кипра Т. Пападопулос призвал сограждан проголосовать против плана Аннана, так как, по его мнению, «план не решает проблему фактического раздела острова, а, напротив, узаконивает и углубляет его». По мнению Пападопулоса, предложенный вариант урегулирования кипрской проблемы соответствовал «стремлению Турции контролировать и опекать Кипр», но противоречил политическим интересам греков-киприотов и мог обернуться крушением всей экономики страны.

Неожиданностью оказалось то, что Россия впервые после распада СССР не проштамповала в Совбезе ООН подготовленное США и ЕС решение по кипрской проблеме, а заняла самостоятельную позицию. Российский представитель поддержал президента Кипра и раскритиковал план Аннана, так как он игнорировал интересы греков-киприотов и предоставлял слишком большие уступки туркам.

Читайте так же:  Конфликт в югославии

В апреле 2004 г. план Аннана был выставлен на референдум, результаты которого были заранее предсказуемы. Более трех четвертей греков-киприотов отказались от создания единого государства по модели Аннана (за – 24%, против – 75,8% при 88% явке), турки-киприоты проголосовали за (за – 64,9%, против – 35,1% при 87% явке).

На момент вступления в Евросоюз (1 мая 2004 г.) Кипр остался разделенным на две части. Все законы ЕС и льготы от членства в союзе распространяются лишь на греческий сектор, а бедная турецкая часть Кипра осталась за пределами ЕС.

После референдума власти Турции заявили, что отказ греков-киприотов поддержать объединение означает, что раздел Кипра впредь будет постоянным.

Распространено мнение, что Анкара крайне заинтересована в урегулировании кипрской проблемы, так как от этого зависят перспективы ее собственного вступления в ЕС. Чтобы избежать применения Никосией права вето на вступление Турции в Евросоюз, Анкара даже выразила готовность признать Кипр в качестве члена этой организации (подчеркнув при этом, что такой шаг вовсе не будет означать дипломатического признания Республики Кипр). Однако с годами перспектива вступления Турции в ЕС становится все менее реальной. Официальная Анкара оценивает ее весьма пессимистически, так что вряд ли это как-то повлияет на ее позицию по кипрской проблеме.

Во время президентских выборов Д. Христофиас выступал за достижение соглашения с турками-киприотами о формировании двухзональной, двухобщинной федерации, то есть фактически за возврат к «плану Аннана». На референдуме этот план получил одобрение турок-киприотов, но теперь их позиция может измениться. Причиной тому «косовский прецедент» — официальное признание США и ведущими странами Евросоюза независимости Косово. Для турок-киприотов этот прецедент означает, что они получили реальный шанс добиться официального признания ТРСК со стороны той части мирового сообщества, которая предпочитает решать проблемы исходя из собственных интересов, а не на основе международного права и Устава ООН.

Смягчение экономических санкций со стороны ЕС, масштабные западные инвестиции в строительный бизнес и туристическую индустрию на севере острова свидетельствуют о том, что фактически процесс признания ТРСК уже запущен. Поэтому есть все основания полагать, что после «косовского прецедента» основные усилия лидеров ТРСК будут направлены на официальное признание своей республики теми государствами, которые признали Косово, а вовсе не на поиск компромисса и взаимоприемлемого пути урегулирования застарелого конфликта.

Турецкое вторжение на Кипр

20.07.1974 — 17.08.1974

Турция,

А началось все с того, что в 1960 году Кипр получил независимость (хотя британские военные базы там и остались по этому договору навечно!) и больше уже Британии как таковой не принадлежал. До этого там жили и греки и турки, и христиане и мусульмане, и за столетия друг к другу они привыкли. Привыкли до того, что в одной деревне на одной и тоже площади стояли и православная церковь и мусульманская мечеть, хотя смешанные браки и не поощрялись. Но тут сразу и нашлись силы, которые начали говорить о том, что есть греки-киприоты, а есть турки-киприоты и что друг с другом им жить тяжело. Подчеркнем — не христиане и мусульмане — к различиям в религии люди привыкли, а люди разных культур, причем допускающие в отношении друг друга различного рода дискриминацию.

Дальше больше: появились различные националистические организации, требования уравнять в правах и большинство и меньшинством, на почве националистических конфликтов стала литься кровь. А затем на материковой Греции к власти пришла хунта черных полковников и как ее дальний отзвук в 1974 году греческие офицеры из организации ЭОКА-2 (не имевшей никакого отношения к местной кипрской ЭОКА) попытались осуществить попытку захвата власти на Кипре. Цель понятна: свергнуть президента Кипра Архиепископа Макариоса III и присоединить остров к Греции.

15 июля 1974 года в 8:20 перешедшие на сторону хунты военные с помощью танков атаковали президентский дворец, но Макариос III к этому времени успел скрыться в городе Пафос, откуда он затем направился в Лондон. Хунта провозгласила нового президента Кипра, но на своем посту ему удалось продержаться всего только восемь дней. Казалось бы, дело сугубо внутреннее, не так ли? Но руководство соседней Турции расценило эти события как угрозу турко-кипрскому меньшинству острова и поспешило взять его под свою «защиту». 20 июля в 5:30 утра жителей Кипра разбудили сирены воздушной тревоги. Началось турецкое вторжение по вводу «миротворческих войск», получившее название «Атилла» — по имени руководившего им турецкого генерала.

Первый этап операции начался с высадки морского десанта на рассвете 20 июля в 5-7 км к западу от Кирении. Одновременно южнее Кирении и в аэропорту столицы Кипра Никосии были выброшены воздушные десанты, а военно-морской флот Турции блокировал порты Лимассола и Пафоса и препятствовал переброске греческих войск на остров морским путем.

Уже на следующий день 21 июля 1974 года состоялось морское сражение между турецкими и греческими ВМС в районе Пафоса, во время которого греческому флоту были нанесены тяжелые потери. В ходе напряженных кровопролитных боев турецкие войска захватили Кирению, аэропорт Никосии и установили контроль над дорогой между столицей и морским портом.

Мировая общественность в данном случае сработала весьма оперативно, так что уже 22 июля, в соответствии с резолюцией ООН №353, вступило в силу положение о временном прекращении огня. Инициаторами перемирия выступили США, опасавшиеся развязывания греко-турецкой войны, ведь и та и другая страна являлись членами НАТО. Одновременно велись переговоры в Женеве между Великобританией, Грецией и Турцией при участии СССР и США, а также представителями обеих кипрских общин. Однако эта попытка решить кипрский вопрос в рамках НАТО провалилась из-за требований турецкой стороны выделить 34 процентов территории острова для создания государства турок-киприотов и 14 августа 1974 года бои возобновились опять.

Началась вторая стадия операции вторжения. Войска Турции вышли на предлагаемую ранее турецким правительством границу раздела Кипра (линия «Атилла») и установили контроль над портами городов Фамагусты, Богаз, Морфу и другими, и захватив 36,4 процентов территории острова в его северной части.

16 августа было объявлено новое перемирие. Глафкос Клеридис, в это время возглавивший страну, принял предложение Турции, заключавшееся в разделе территории по линии Лефка-Фамагуста. Огонь между враждующими сторонами был прекращен. Предполагалось, что на Кипре со временем будет создана федерация, но этого так до сих пор и не произошло.

Читайте так же:  Педагогическое общение презентация

В 1975 году «администрация» оккупированных территорий в одностороннем порядке провозгласила северную территорию острова Кипр Турецким федеративным государством. А в 1983 году была провозглашена так называемая «Турецкая республика северного Кипра» — государство, непризнанное ни одной страной мира, за исключением Турции и Абхазии! Независимость ТРСК признала также Автономная Республика Нахичевань (Азербайджан), но сам Азербайджан этого решения не поддержал.

Военные действия имели трагические последствия для острова. Сотни людей были убиты и ранены, многие греки-киприоты до сих пор считаются пропавшими без вести. Тысячи жителей лишились крова, около 200 тысяч беженцев были вынуждены покинуть свои дома на севере и уйти на юг.

[1]

Сейчас «зеленую линию», разделяющую Кипр, охраняет контингент Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Причем проблему Кипра вроде бы решают, но только решается она как-то очень плохо. В результате сегодня в НАТО есть два государства, перманентно готовящиеся воевать между собой — это Греция и Турция. Причем если у Анкары потенциальных противников очень много (в том числе даже и Россия), то для Афин Турция — единственная внешняя угроза. Поэтому эти страны выпадают из общенатовского курса на тотальное сокращение армий и на отказ от призыва.

По общему количеству боевой техники (без учета ВМС) Турция уверенно занимает второе место в НАТО после США, а Греция — третье. В то же время эти же две страны делят первенство в альянсе по такому сомнительному показателю, как средний возраст своей боевой техники. По количеству бронетехники, артиллерии и авиации 70-х, 60-х и даже 50-х годов выпуска грекам и туркам нет равных.

[2]

И Афины, и Анкара стремятся к обновлению техники за счет импорта и достаточно мощных собственных ВПК. Здесь, разумеется, явное превосходство на стороне Турции, экономическое положение которой весьма неплохое. Она активно сотрудничает в военной области, как с ведущими странами НАТО, так и с недавних пор с Китаем, Южной Кореей и Индонезией. Об экономическом положении Греции напоминать нет смысла, из-за этого многие ее программы вооружений «зависли» на различных стадиях реализации. Кроме того, Греция — единственная страна НАТО, приобретающая значительное количество боевой техники и вооружений в России.

Что же касается последствий для самого Кипра, то туристы из той же России отдыхают и на юге, и на севере острова, пересекать демаркационную линию можно без проблем, но лучше это делать до часа дня, поскольку именно до этого часа на КПП работает автостраховка. Можно сказать, что юг Кипра от всего этого даже выиграл, поскольку получил много новых рабочих рук. Там стал развиваться туристический бизнес, тогда как до этого отдыхать были принято именно на севере (горы защищают от жаркого ветра из Африки), а южные районы были чем-то вроде огородной житницы острова.

Читайте также: Шаг к новому мировому порядку сделан

В северной части входу и своя собственная валюта и евро, вот только почему-то там все дешевле и если бутылка пива на юге стоит один евро, то здесь, всего 0,5! То есть люди живут и живут, в общем-то, очень даже неплохо, как, скажем, вполне могли бы жить и жители юго-востока Украины. Но почему-то политикам все-таки хочется их объединения. Но где к нему ключ, в Анкаре или в Афинах, а может быть в Лондоне или Вашингтоне не знает никто! И тянется это положение вот уже 40 лет. Клубок противоречий на Украине завязался сегодня едва ли не столь же объемный, как и на этом небольшом острове. Так что, сколько лет может потребоваться для того, чтобы его распутать (если исходить вот из этого конкретного опыта истории), страшно даже подумать!

Естественно, тут можно уповать на разные международные организации, если бы не одно большое «но». Буквально только что, а именно 12 мая 2014 года Европейский суд по правам человека постановил, что Турция должна выплатить Кипру 30 миллионов евро за моральный ущерб, нанесенный родственникам арестованных турецкими оккупационными властями и пропавших без вести греков-киприотов и 60 миллионов евро за моральный ущерб блокированному на полуострове Карпасия греческому населению.

Получается, что Европейский суд в очередной раз подтверждает, что признает только одно государственное образование на острове — Республику Кипр, часть территории которой оккупирована Турцией. Вот только Турция платить не хочет, а министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что его страна не будет выполнять решение Европейского суда по правам человека. Не намерена и все тут! И как в таком случае прикажете поступать? Какими санкциями можно ее к этому принудить? Так что и кипрско-турецкий конфликт и конфликт между юго-востоком и западом Украины это теперь очень надолго.

Ссылка на источник: http://www.pravda.ru/world/europe/31-07-2014/1219125-ukraine-0/

Топ-6 самых дорогих нематериальных вещей в мире

Кипр: анатомия конфликта (часть 1)

В мировых СМИ появилось немало оптимистичных прогнозов по поводу перспектив урегулирования кипрской проблемы. Однако насколько обоснован подобный оптимизм, ведь вся история конфликта на Кипре свидетельствует о том, что его решение не может быть быстрым и легким.

Видео (кликните для воспроизведения).

На выборах президента Республики Кипр (РК) победил генеральный секретарь Прогрессивной партии трудового народа (АКЕЛ), председатель палаты представителей Кипра Димитрис Христофиас. Впервые в истории Европейского союза и этого островного государства президентом Кипра избран представитель компартии. АКЭЛ – наследник Коммунистической партии Кипра, ее представители присутствовали на всех съездах КПСС. Д.Христофиас получил образование в Москве, в которой он познакомился со своей супругой, и где началась его партийная карьера.

Лидеры АКЭЛ подчеркивают, что главное для них – прагматизм, а не идеология, их партия участвует и в коммерческих предприятиях и ничего против рыночной экономики не имеет. Подобный прагматизм обеспечил партии широкую социальную базу: по данным соцопросов, членами партии или ее сторонниками являются 43% населения Республики Кипр.

28 февраля Д.Христофиас официально вступил в должность главы государства. В ходе церемонии инаугурации он заявил: «мечта моей жизни — достичь справедливого и эффективного решения проблемы объединения острова». Президенты признанного мировым сообществом Кипра и непризнанной ТРСК уже выразили готовность немедленно возобновить переговоры, чтобы добиться реального прогресса в деле мирного воссоединения острова.

Читайте так же:  Конфликт это в психологии определение

. Турция уже 34 года оккупирует север острова, но кипрская проблема имеет куда более давнюю историю.

Османская империя захватила населенный греками Кипр в XVI веке. С этого времени началась миграция турецкого населения на остров. В различных районах постепенно появились турецкие деревни, ставшие мусульманскими островками в христианском окружении. Общины продолжали жить замкнуто, культурного сближения не происходило, а смешанные браки были явлением чрезвычайно редким.

Османские власти рассматривали православное население Кипра как людей второго сорта и потому облагали значительно большими налогами, чем турок-переселенцев. Бесконечные поборы и произвол мусульманских правителей служили постоянным источником недовольства. В ходе усмирения вспыхнувшего в 1821 г. вооруженного восстания греков была устроена массовая резня христиан Никосии и других городов, казнен архиепископ Киприапос и многие другие представители духовенства.

В 1878 г. этнополитическая ситуация на Кипре коренным образом изменилась. Остров перешел под власть англичан, местные турки утратили свое господствующее положение и превратились в меньшинство по отношению к экономически сильной и многочисленной греческой общине (около 80% населения).

Противостояние, сохранившееся между двумя общинами, не позволило им объединиться в борьбе за избавление острова от колониального господства Великобритании. Главным препятствием стал лозунг энозиса, то есть присоединения всех населенных греками территорий, в том числе и Кипра, к Греции. Этот лозунг был выдвинут еще в 1830-х, когда сама Греция освободилась из-под власти Порты, и он побудил турок-киприотов сблизиться с британскими властями. К середине 1950-х борьба за энозис достигла апогея, в нем греки видели единственно возможную форму деколонизации Кипра. В ответ англичане увеличили численность турок-киприотов и полиции (до 70 %). Эта полиция разгоняла антиколониальные демонстрации, проводила обыски и аресты в греческих кварталах, что вело к еще большему усилению враждебности между общинами.

Понимая, что рано или поздно придется изменить статус Кипра, англичане решили любой ценой сохранить на нем свое военное присутствие.

Ради собственных геополитических интересов правительство Великобритании отвергло идею энозиса как путь деколонизации Кипра. Ее союзником в противодействии энозису выступила Турция. В 1955 г. она заявила, что энозис Кипра, находящегося всего в 60 км от побережья Анатолии, недопустим из соображений государственной безопасности Турции.

В период между мировыми войнами лидеры турок-киприотов в ответ на лозунг энозиса требовали сохранить на Кипре английское господство или возвратить остров Турции. После Второй мировой войны ими был выдвинут лозунг таксима — раздела острова с последующим присоединением его частей к Греции и Турции, который был поддержан турецкими властями. Греция и греки-киприоты, склонные смотреть на турок-киприотов как на временных «мигрантов» и надеявшиеся добиться присоединения к Греции всего острова, отнеслись к идее таксима резко отрицательно. Отсутствие моноэтничных районов и активное противодействие таксиму со стороны общины греков-киприотов делало раздел чрезвычайно трудно разрешимой задачей. Поэтому турки-киприоты благожелательно отнеслись к выдвинутой англичанами идее предоставления острову независимости при соблюдении интересов турецкого меньшинства.

В 1959 г. под давлением Великобритании (грозившей передать часть Кипра Турции) Греция была вынуждена заявить об отказе от энозиса и заключить соглашение с Турцией по вопросу о будущем статусе Кипра. Согласно Цюрихско-Лондонским соглашениям предусматривалось создание единого и независимого кипрского государства, а котором права обеих общин гарантировались введением фиксированного представительства в органах власти. Англия, Греция и Турция становились гарантами неизменности статуса острова и прав обеих общин. На основе этих соглашений была разработана конституция Республики Кипр, получившей независимость в 1960 г.

В разработке конституции не участвовали представители общин Кипра.

Англия, Греция и Турции исходили прежде всего из своих собственных интересов: на острове сохранились экстерриториальные английские военные базы, занимавшие около 3% острова (более 150 квадратных километров), размещались греческие и турецкие войска. Конституция Кипра запрещала деятельность организаций сторонников как энозиса, так и таксима.

Выработанная форма конституционного устройства Кипра ограничивала деятельность его правительства в области внешней политики и делала трудно управляемой ситуацию на самом острове. Механизм сосуществования общин базировался на непропорционально высоком представительстве турок-киприотов в органах власти, наделении правом вето вице-президента (турка по национальности), создании раздельных общинных судов, муниципалитетов, палат парламента и т.п. Все это не только обеспечивало туркам-киприотам гарантию избежать в будущем экономического и политического подчинения местным грекам, но и давало им возможность парализовать деятельность правительства республики в ответ на возможные действия по осуществлению энозиса. Такая форма межобщинного компромисса получила одобрение среди турок-киприотов и была поддержана Турцией.

Период существования Кипра на основе Цюрихско-Лондонских соглашений (1950—1963 гг.) продемонстрировал, что выработанный способ регулирования межобщинных отношений не в состоянии разрешить имевшиеся этноконфессиональные противоречия и обеспечить нормальное функционирование государства. Внесенные президентом Макариосом в ноябре 1963 г. предложения по реформе государственного механизма предусматривали отмену права вето президента и вице-президента, отмену принципа раздельного большинства при голосовании в палате представителей, создание объединенных муниципалитетов, судов, введение пропорционального количеству греческого и турецкого населения представительства в органах власти, ликвидацию общинных палат парламента. Эти предложения были расценены турками-киприотами как прямое посягательство на их интересы. Последовал взрыв межобщинных столкновений, переросший в бои с участием расквартированных на острове греческих и турецких войск. С этого времени лидеры турок-киприотов и поддерживавшая их Турция возвратились к идее таксима, стали рассматривать раздел территории острова по общинному признаку как свою главную задачу.

В 1964 г. лидерам турок-киприотов на ограниченной площади анклавов (занимавших тогда всего 1,5 % территории острова), удалось сосредоточить значительную часть своей общины — около 50 тыс. чел. В это же время была определена приемлемая пропорция будущего раздела острова, согласно которой туркам-киприотам должно было отойти 38% территории Кипра. Турки-киприоты создали собственные воинские подразделения, насчитывавшие 12 тыс. чел. Таким образом, задолго до того, как остров разделила зеленая линия, на нем начали функционировать параллельные, полностью независимые от центрального правительства управленческий аппарат и вооруженные силы турок-киприотов, контролировавшие пусть незначительные по площади, но густо населенные районы. Формально остров еще десять лет продолжал считаться единым, а лидер турок-киприотов Ф. Кучук так же формально считался вице-президентом республики.

В мае 1964 г. в ответ на создание укрепленных турецких анклавов и формирование в них воинских частей правительство Кипра ввело воинскую повинность.

В Национальную гвардию (армию) были призваны 24 тысячи греков-киприотов, а также 650 офицеров греческой армии. Командующим Национальной гвардии стал сторонник энозиса Г. Гривас. Он полностью отождествлял Национальную гвардию с армией Греции, ввел в ней греческие воинские знаки различия и принимал у новобранцев присягу в верности Греции. Под командованием Гриваса находилась и тайно переброшенная на остров в начале 1960-х гг. дивизия греческой армии.

Читайте так же:  Релаксация по джекобсону

Превращение Национальной гвардии в оплот сторонников энозиса происходило на фоне заметного изменения позиции греков-киприотов по вопросу присоединения к Греции. Хроническая политическая нестабильность и тяжелое экономическое положение в Греции подрывали популярность идеи энозиса среди местных греков. В общине турок-киприотов тенденция была противоположной: под влиянием угрозы быть «сброшенными в море» таксим обретал все больше сторонников.

После прихода к власти в Греции в 1967 г. хунты «черных полковников» генерал Гривас отдал приказ начать наступление на турецкие анклавы. Однако сторонникам энозиса, несмотря на большое численное превосходство, не удалось преодолеть сопротивление турок-киприотов и турецких войск. Конфликт затянулся, становилась реальной угроза войны между Грецией и Турцией. В начале 1968 г. Греция была вынуждена вывести нелегально переброшенные на Кипр войска, генерал Гривас был выслан из страны. Греция и Турция сократили размешенные на Кипре воинские контингенты до масштабов, определенных заключенными накануне независимости соглашениями.

Провал военной авантюры Г.Гриваса и вынужденный вывод греческих войск вызвали кризис среди приверженцев энозиса. Но к началу 1970-х гг. сторонники энозиса вновь активизировались. Их главным орудием стал террор, осуществляемый подпольной организацией ЭОКА-2. Попытка президента Макариоса прекратить вмешательство греческой хунты во внутренние дела Кипра, запретить деятельность сторонников энозиса в вооруженных силах и предотвратить таким образом как захват острова Грецией, так и прогрессирующий раскол государства, привела к инспирированному Афинами путчу Национальной гвардии. 15 июня 1974 г. президентом Кипра был объявлен один из главарей путчистов, фашист и фанатичный враг турок-киприотов Николас Сампсон.

После переворота начались расправы над греками, выступавшими против установления господства на Кипре греческой военной хунты, за независимость острова.

Одновременно в южной части Кипра были убиты сотни турок-киприотов, а большинство уцелевших в панике бежали на север — под защиту укрепленных анклавов.

Турция воспользовалась кризисом на Кипре и 20 июля 1974 г. высадила свои войска на острове. Вновь возникла реальная угроза военной конфронтации между Грецией и Турцией.

Высадка турецких войск, неблагоприятная для путчистов международная обстановка и нараставший кризис греческой военной хунты, а также отсутствие ощутимой поддержки со стороны греков-киприотов вынудили Сампсона уйти в отставку.

Неудача с путчем на Кипре ускорила уход с политической арены греческой военной хунты. Власть в стране перешла к гражданскому правительству, но, несмотря на достигнутое соглашение о прекращении огня, Турция продолжала наращивать свои войска на Кипре. Греко-турецкие переговоры в Женеве по кипрской проблеме в рамках НАТО закончились безрезультатно, и Турция возобновила боевые действия. В августе 1974 г. ее войска вышли на намеченную еще в середине 1960-х линию раздела Кипра. Под турецким контролем оказалось 37% территории острова. На новой границе были срочно установлены проволочные заграждения, минные поля и контрольно-пропускные пункты, началось массовое изгнание греков из ставших турецкими районов. Всего за время конфликта на юг Кипра было перемещено около 200 тысяч греков, примерно 40 тысяч турок переехало на север.

Турецкое наступление разрушило надежды на мирное урегулирование конфликта. Правительство Турции и турки-киприоты стремились использовать свое военное превосходство для присоединения северной части острова к Турции. Но официальный отказ от энозиса со стороны Греции осложнил дело с претворением в жизнь идеи таксима: более не существовало удобного предлога — угрозы греческой интервенции. Формально лозунг таксима был снят и заменен требованием создать на Кипре федеративное государство. На деле же сохранялась старая политика, направленная на всемерную интеграцию оккупированных районов с Турцией.

В 1975 г. лидеры турок-киприотов в одностороннем порядке провозгласили на контролируемой ими территории Турецкое федеративное государство Кипра (ТФГК). Его президентом был объявлен лидер турецкой общины Р. Денкташ, формально являвшийся (с 1973 г.) вице-президентом Кипра. Было создано законодательное собрание и правительство ТФГК, начали действовать собственные административные подразделения, дублировавшие деятельность департаментов и служб Республики Кипр.

О демагогическом характере федерализма турок-киприотов свидетельствовала принятая в 1975 г. конституция ТФГК, в которой подчеркивалось, что они являются «неотъемлемой частью великой турецкой нации», а оставшиеся на севере греки-киприоты объявлялись иностранными гражданами, собственность которых подлежала конфискации в пользу лиц турецкой национальности. На территории ТФГК все греческие названия заменялись на турецкие. Экономическая политика была направлена на всемерную интеграцию северной части Кипра с Турцией: была введена в обращение турецкая лира, под контроль Турции перешли все виды связи (почта, телефон, телеграф), морские и авиационные коммуникации, широкое распространение получили смешанные предприятия. Турция взяла на себя оплату приблизительно половины общинного бюджета.

Окончание следует

Турция и кипр конфликт

В 1960 году Кипр получил независимость от Великобритании, которая колонизировала остров еще во второй половине 19 века. Однако Великобритания оставила за собой две военные базы, расположенные вблизи городов Акротири и Декелия. Новая Конституция провозгласила существование двух общин: греческой (80 % населения острова) и турецкой (18 %). Неравенство прописанных в основном документе государства этнических квот сразу же вызвало недовольство турецкой общины. Даже на уровне государственного управления общины отказывались выполнять решения, которые принимались противоположной стороной.

Развертывание событий

В 1963 г. постепенно нарастающее напряжение взорвалось многочисленными этническими чистками с обеих сторон. С целью попытки урегулирования ситуации уже 1964 г. на острове был размещен миротворческий контингент ООН, который оставался на Кипре еще ​​десять лет.

15 июля 1974 года на острове произошёл военный переворот, в ходе которого террористическая организация греков-киприотов ЭОКА-В свергла архиепископа Макариоса III, президента Кипра. Турецкие власти, видя в этом опасность своим интересам на Кипре, высадили тридцатитысячный военный корпус, который занял около 35 % территории острова. В результате массовых убийств и насилий произведенных турецкой армией греческое население бежало на юг, насилие продолжалось еще несколько месяцев.

К 1975 году Кипр был разделен на южную греческую часть и северную — турецкую. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны были разделены так называемой «зеленой линией» — буферной зоной ООН. Страна была пронизана рубежом, что создало физический и социальный барьер между греческой и турецкой общинами.

В 1983 г. северная турецкая община самопровозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра, этот акт был осужден в Резолюции Совбеза ООН и признан юридически недействительным, и до сих пор новообразованное государство признала только Турция.

Читайте так же:  Первая учительница любви

В начале 21 века по инициативе ООН была предпринята попытка окончательно урегулировать кипрскую проблему. 24 апреля 2004 г. был проведен референдум, на котором 75 % греков высказались против так наваемого Плана Аннана, который подготовила британская дипломатия, считая что он «узаконивает результаты турецкой агрессии и увековечивает турецкую оккупацию». 65 % турецкой общины поддержали этот план.

В том же 2004 году Кипр стал членом Евросоюза, однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова. В 2005 Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в Евросоюз потребовала от последней признание суверенитета Республики Кипр.

Современный этап

В 2008 году на президентских выборах победил Димитрис Христофиас, который еще в ходе предвыборной компании обещал немедленно возобновить переговоры о воссоединении. 21 марта 2008 года в буферной зоне столицы Кипра городе Никосия были проведены переговоры с лидером турок-киприотов Мехмет Али Талатом. 3 апреля 2008 на улице Ледра Никосии были сняты барьеры, установленные здесь еще в 1960 году в присутствии многочисленной как греческой, так и турецкой общины.

Позже в течение весны-лета 2008 года был проведен ряд согласительных переговоров, уже на 1 июня была назначена ​​принципиальная концепция внедрения единого гражданства и обеспечения единого суверенитета Республики Кипр. В сентябре президент Кристофиас призвал к демилитаризации Никосии. Собственно, на протяжении осени — зимы 2008 года согласовывались федеральные органы правления. Подготовленный план воссоединения планируется вынести на референдум обеих общин.

В 2011 году возник спор между Кипром и Турцией из-за планов Республики Кипр разрабатывать недавно открытые месторождения углеводородов в своей исключительной экономической зоне. Вместе с тем Турция пыталась помешать разработке, признавая только самопровозглашенную Республику Северного Кипра [1] и угрожая военным решением конфликта.

Кипр и Северный Кипр: захват территории турками, как это было

Если вы были на Кипре, то заметили, что остров сейчас разделён на две части. Речь идет о так называемой Северной республике Кипр. Конечно, ее признает только Турция, все другие страны прекрасно понимают, что это оккупированная территория киприотов. Совет Безопасности ООН ничего не может сделать, а начиналось всё в двадцатом веке. Речь идет о 1974 году, когда на Кипре произошел военный переворот, в результате него был свергнут президент Макариос, на его место сел Никос Сампсон. Переворот был организован греческой военной хунтой, которая хотела прибрать к рукам остров. Турецкие власти не стали долго ждать и ввели свои войска на территорию Кипра, речь идет о 40000 бойцах, среди вооружения было 300 танков, 1000 БТР, много другой техники. Предлогом было выбрано то, что турецкая община находится в опасности, нужно уберечь ее и помочь Кипру. На самом деле всё случилось совсем не так. Суверенитет Кипра был полностью нарушен, были оккупированы административные здания странные, аэропорт столицы, многие другие стратегически важные объекты. Турки бессовестно и жестоко заняли территорию Кипра. 21 июля 1974 года Турция уже владела Киренеей, установила тотальный контроль над дорогой в Никосию.

Всё происходит так и сегодня, по острову проходит Зеленая линия, так называется полоса, которая разделяет Кипр настоящий и Кипр оккупированный. Конечно, огромное число греков киприотов переселились на южную часть страны, речь идёт о почти 200 тысячах людей. 37000 киприотов, которые являются турками, наоборот переселились на северную часть. Огонь был прекращен 18 августа 1974 года, Совет Безопасности ООН добивался этого очень долго, уже в 1975 году власти самопровозглашенного государства назвали себя Турецким федеративным государством Кипр, они даже посадили своего президента Рауфа. Сейчас себя турки на Кипре называют Турецкая Республика Северного Кипра, конечно, никто кроме самой Турции государства такого не признает. Самое страшное то, что Зелёная линия проходит по историческому центру Никосии, столицы Кипра, это особенно болезненно для киприотов.

Совет Безопасности ООН активно призывает к тому, чтобы никакие другие страны не признавали никакого другого Кипра, кроме одного-единственного и настоящего. Однако все эти разговоры не приводят к решению проблемы, Кипр сегодня разделён на две части, одна из них турецкая. 37% страны ушло туркам, этот вопрос не может не волновать киприотов и всех греков вообще. Конечно, был организован некоторый обмен, люди расселились так, как считают нужным, турки на северную сторону — киприоты на южную. Но с чего вообще турки взяли, что им можно создавать на территории острова собственное государство?

Что касается туристов, многим из них абсолютно всё равно, как обошлись с киприотами, люди активно ездят за Зелёную линию, закупаются там барахлом, ведь цены гораздо ниже кипрских. Что касается обстановки, она остаётся накаленной всегда: постоянные стычки, споры, конфликты, вооруженные конфликты, чего только нет сейчас на пограничной территории Кипра. На этой импровизированной границе постоянно находятся сотрудники ООН, которые отвечают за безопасность на Кипре, тем не менее никаких четких шагов к мирным переговорам не делается, и киприоты по-прежнему смотрят на те варварства, которые творят турки с историческими объектами Кипра, святынями, сердце обливается кровью. Несправедливо, а главное — весь мир понимает, что это крайне несправедливо. Как долго ещё это будет продолжаться, неизвестно.

Еще по теме:

[3]

Не потеряйте «Главную тему» в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Видео (кликните для воспроизведения).

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Источники


  1. О чем молчат предки. Осознанное замужество и материнство. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Разбитая семья (комплект из 3 книг + DVD-ROM). — М.: ИГ «Весь», Хорошо, 2014. — 672 c.

  2. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, Academia, 2013. — 368 c.

  3. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.
  4. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.
  5. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.
Турция и кипр конфликт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here