Укажите социальный статус

Самое важное по теме: "укажите социальный статус" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Страницы истории

Тема 3. Социальный статус

В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида, которое определяется понятием «социальный статус личности».

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности.

Социальный статус

• Статусы, определяемые положением индивида в группе:

социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;

личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.

• Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

основной статус определяет главное в жизни человека;

неосновной статус влияет на детали поведения человека.

• Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;

смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;

достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором.

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Существует определенная иерархия статусов: межгрупповая – имеет место между статусными группами; внутригрупповая – имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.

Место в иерархии статусов называется статусным рангом . Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий .

Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:

– когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий – в другой;

– когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты.

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».

Престиж – оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет – степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества.

Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности, – это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества.

Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений;

выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.

Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

Образец задания B3. Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 21121.

Личный и социальный статус человека. Социальные роли

Статусэто определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких‑либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Читайте так же:  Как избавиться от ревности мужчине советы психолога

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие‑то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9113 —

| 7228 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социальный статус респондентов

Досуг студентов

Студенческая жизнь — это не только учебный процесс. От того, насколько ярким содержательным будет период пребывания студентов в ВУЗе, во многом зависит вся последующая профессиональная и общественная жизнь выпускников.

Молодежь действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально-демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т. д. Однако это внешняя сторона, характерная не для всей молодежи в целом.

Одним из ведущих факторов творческого развития молодежи, реализации способностей, расширения диапазона интересов является досуг. В рамках досугового времени молодые

люди восстанавливают свои психические, интеллектуальные и физиологические возможности. Досуг может, как стать стимулом для развития личности, так и превратиться в силу, калечащую сознание и поведение человека, ограничивающую духовный мир, что может привести молодого человека к пьянству, наркомании и другим формам асоциального поведения.

Культура досуга – это прежде всего внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

Объект исследования

– опрос в соц. сети

Предмет исследования-

Использование свободного времени студентами

Цели исследования:

1. Оценить объем свободного времени у студентов 13 ЗИО-1 и 13ЗИО-2.

2. Выяснить хватает ли свободного времени студентам.

3. Узнать, каким образом, где, с кем студенты проводят свой досуг.

4. Определить, как сказывается нехватка свободного времени на здоровье.

Задачи исследования:

1. Разработать программу исследования.

2. Сконструировать анкету.

3. Провести анкетный опрос.

4. Обработать информацию.

5. Сделать выводы

Анкета

Пожалуйста, отметьте выбранные варианты ответов

1.Укажите ваш возраст:

а) от 11 до 14 лет

б) от 14 до 16 лет

в) от 16 до 18 лет

г) от 18 лет до 23 лет

2.Укажите ваш социальный статус:

Где вы проводите свой досуг?

в) в ночных клубах

д) занятия спортом

Что вы любите читать?

Видео (кликните для воспроизведения).

д) Классическую литературу

Какую музыку вы предпочитаете слушать?

а) Популярную современную музыку

г) Альтернативную музыку

Любите ли вы играть в компьютерные игры?

7. Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или отпуск?______________________________________________________________

Каким телепередачам Вы предпочитаете смотреть?

в) Развлекательные шоу

д) Художественные фильмы

е) Политические диспуты

Результаты анкетирования

Возраст Количество респондентов
от 11 до 14 лет
от 14 до 16 лет
от 16 до 18 лет
от 18 лет до 23 лет

Рис 1. Диаграмма «Возраст респондентов».

По данным таблицы видно, что набольшее число респондентов вошли в возрастную группу от 11 до 14 лет, 18 человек из 73 вошли в возрастную группу от 14 до 16 лет. Наименьшее количество респондентов – это люди, вошедшие в возрастную группу от 18 до 23 лет.

Таким образом, целевая группа – это молодежь в возрасте от 11 до 23 лет.

Социальный статус респондентов

Социальный статус Количество респондентов
учащийся
работающий
безработный

Рис 2. Диаграмма «Социальный статус респондентов».

Из 73 респондентов, участвующих в анкетировании 77% являются учащимися каких-либо учебных заведений (Школ, ВУЗов, Колледжей, Лицеев, Институтов, Училищ и т. д.). А 23 % респондентов являются работающими (14%) и безработными (9%). Таким образом, наибольшее количество респондентов — учащиеся.

Что такое социальный статус человека в обществе?

Всевозможные роли человека в обществе как личности не могут возникнуть без соответствующего предопределяющего фактора. В этом случае им выступает положение личности в социуме, представляющим собой сложнейшую систему. При этом разобраться в том, что такое социальный статус, как он связан с предыдущими аспектами, довольно просто.

Читайте так же:  Развитие социального статуса

Роль человека в обществе

Любой современный житель наделён множеством прав и обязанностей, а значит, и некоторым числом определённых ролей. Если речь идёт о ребёнке, то его главными функциями будут те, которые входят в круг обязанностей в семье, школе, общественном транспорте, в кружках и т. д. Если рассматривать социальный статус женщины, то ей свойственно одновременно выполнять роли жены, матери, дочери, сотрудницы, студентки, покупательницы, подруги и находиться в других, не менее важных ипостасях. Однако нельзя отрицать тот факт, что было бы как-то странно и неестественно видеть взрослого состоятельного мужчину сидящим за школьной скамьёй, а первоклассника – за рулём троллейбуса. Такие действия идут вразрез с соответствующим положением, занимаемым человеком в окружающем мире.

Определение социального статуса

Социальным статусом называется позиция личности в общественной системе – социуме, которая предопределяется наличием соответствующих возможностей, интересов, знаний, прав и обязанностей. Как правило, самодостаточный полноценный человек обладает несколькими статусами одновременно, реализуя их составляющие на протяжении всей жизни.

Среди комплексного статусного набора можно выделить так называемый суперстатус, который является главным показателем интеграции личности в общество. Нередко именно этим критерием считают профессию, место работы или основной род занятости. Знакомясь с человеком, мы практически всегда задумываемся о том, чем же незнакомец зарабатывает себе на жизнь.

Остальные качества и свойства индивидуума также вызывают интерес. Хотя решающим фактором могут быть и другие моменты, среди которых национальная, религиозная или расовая принадлежность, сексуальная ориентация, прошлый жизненный опыт или наличие судимостей.

Разновидности положения в обществе

Пытаясь распознать, что такое социальный статус, следует ознакомиться с его классификацией. Любое положение индивидуума в жизни общества можно отнести к двум основополагающим типам. Первый вид представляет собой постановки, предписанные человеку независимо от его желания, возможностей и финансовых составляющих. К ним относят пол, место рождения, национальные признаки, этническое происхождение. Второй тип – это достигаемый социальный статус или приобретённый, как нередко о нём говорят. Именно от желания и способностей человека напрямую зависит достижение ним поставленных целей и вершин. Ведь мужьями, лидерами, докторами наук, футболистами, писателями или инженерами не рождаются, ими становятся.

Предписанный социальный статус

Современная система общества – это весьма сложное функционирующее образование, институты которого перестают работать в случае невыполнения любой личностью массы обязанностей, обозначенных отношениями в отдельных социальных группах. С целью единогласного согласованного выполнения обязанностей предписанного статуса с самого рождения человек проходит долгий путь подготовки и обучения к исполнению установленных ролей. Начальный этап формирования личности проходит в раннем детстве согласно дополнительным критериям, которые зачастую служат формулой достижения успеха в будущем. Возрастные и половые критерии служат основой для ролевых предписаний в социуме. Следом за ними идут расовая, национальная принадлежность, а также религиозные и классовые градации.

Первым ролевым обучением, которое продолжается в детском периоде, являются некоторые процессы социализации в зависимости от пола. В дальнейшей жизни они окажут огромное влияние на формирование и особенности социального статуса уже состоявшегося взрослого человека. Например, с момента рождения девочкам уготованы розовые распашонки, множество кукол и принцесс. Юных девушек постепенно готовят к взрослой жизни, обучая кулинарным хитростям и секретам поддержания домашнего очага. Маленьких леди не принято растить в мальчишеском стиле. И хотя такой тип воспитания иногда можно встретить, преимущественно его считают дурным тоном.

[3]

Особенности предписанного статуса

Что касается обучения мальчиков, то в зрелом возрасте оно демонстрирует последствия воспитательного процесса, который можно смело отнести к противоположному типу. С самых ранних лет они знают, что лучше быть сильным, чем слабым, ведь им предстоит защищать робких девочек, а затем стать опорой и сильным плечом всей своей семьи. Такие методы, способствующие формированию личности, определяют в будущем и разные социальные статусы мужчин и женщин.

Следует отметить то, что множество современных профессий являются актуальными для представителей обоих полов. Некоторые работы доступны для выполнения женщинами, к тому же они могут справиться с ними не хуже мужчин, и наоборот. К примеру, в некоторых государствах на должность домашней прислуги в обеспеченных домах девушек не берут. В частности, на Филиппинах выполнять секретарскую работу принимают только мужчин, при том, что некоторые тяжёлые работы в сельскохозяйственной отрасли поддаются преимущественно слабой половине человечества.

Приобретённое положение в обществе

Что такое социальный статус, можно понять и через призму достигнутых результатов. Каждой личности предоставляется широкий выбор возможностей, обусловленных предписанными статусами. Приобрести новое положение в обществе каждая личность может, используя свои индивидуальные способности, предпочтения, исполнительность или, как это ни странно, везение. Ведь Майкл Янг, знаменитый британский социолог, вполне удачно смог сформулировать подобный феномен. Он говорил о том, что важные титулы королей, лордов и принцесс – это предписанные социальные статусы, которые закреплены за индивидуумом вне зависимости от приложенных им усилий ради достижения высоких рангов.

Приобретённый социальный статус человека в обществе не даётся с рождения, завладеть соответствующим положением могут только лица, подходящие для этого. Не все люди, появившиеся на свет в мужском обличии, могут приобрести статус мужа или отца. Автоматически этого не произойдёт – всё зависит от поступков, поведения и отношения к жизни конкретного индивида. Становление желаемого статуса происходит с помощью использования таланта, желания, целеустремлённости и активной позиции.

Преобладающее значение социальных статусов

Зачастую в традиционных социумах предписанные статусы являются определяющими, поскольку дальнейший род деятельности и соответствующее занятие конкретного общественного места зависит от многих факторов, связанных с моментом рождения. Мужчины часто стараются быть похожими на своих отцов, дедов, подражая им и желая перенять их навыки в профессиях, знакомых с самого детства. К тому же по своей природе мужчина – охотник, рыбак и воин. Естественно, в прямом смысле реализовать эту часть мужского предназначения в индустриальных обществах достаточно сложно, но имея свободу в выборе занятий для достижения того или иного положения, перед нынешними «добытчиками» открываются невероятные возможности.

Расстановка в обществе по социальному статусу

Для благополучного функционирования общественной системы требуется достаточный уровень мобильности трудовых ресурсов, что приводит к приоритетной выраженности ориентирования на личные характеристики индивидуумов, на смену одного статуса другим приложенными усилиями. Между тем движение по статусной лестнице вверх находится под постоянным контролем всего социума с целью соблюдения принципов справедливости, которые позволяют приобрести высокое положение в обществе только тем людям, кто смог проявить себя по-настоящему. Тем, кто не смог найти свою успешную «среду», придётся заплатить неконкурентоспособностью и несостоятельностью в новых ролях.

Читайте так же:  Альтернативная лаборатория гипноза
Отсюда следует огромная численность людей, которые находясь в сложившейся ситуации, не испытывают чувства удовлетворения.

Как достигнуть высокого места в обществе?

Осознать, что такое социальный статус высокого уровня и как пользоваться его привилегиями, сможет лишь человек, прошедший долгий и нелёгкий путь. Случается и так, что приобретённое положение в дальнейшем обязывает индивида к свершению изменений не только в трудовой деятельности, но и в повседневной жизни, месте проживания, кругу знакомых и друзей. Когда личности приходится встретиться лицом к лицу с трудностями, значительно удалёнными от опыта предков в силу существенных различий между её социальным статусом и общественным положением родителей, процесс принятия новых ролей предопределяется возникнувшим статусом.

Идеальным обществом принято считать то, где преобладающее число социальных статусов является приобретёнными. Разве не справедливо, если каждый человек найдёт своё место под солнцем и будет стремиться к нему, доказывая это своими способностями, трудом или талантом? Кроме того, возможность успешно проявить себя предоставляет шанс на оправдание каких-либо существенных недостатков.

Абсолютно противоположной картиной является общество, где в большинстве случаев положение в социуме предписывается, а человек не ожидает повышения своего статуса, не прикладывает к этому даже малейших усилий. Люди, зарабатывающие небольшие деньги, занимаясь непрестижным трудом, не ощущают себя виноватыми в том, что имеют низкий социальный статус. Не сопоставляя сложившегося положения дел с ситуацией у других, более амбициозных и стремительных людей, такой индивид не угнетён чувством недовольства, ненадёжности или страха что-либо потерять.

Социальный статус, его понятие и виды.

В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида, которое определяется понятием «социальный статус личности».

Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности.

• Статусы, определяемые положением индивида в группе:

— социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;

— личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.

• Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

— основной статус определяет главное в жизни человека;

— неосновной статус влияет на детали поведения человека.

• Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

— предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;

— смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;

— достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором1.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Существует определенная иерархия статусов: межгрупповая — имеет место между статусными группами; внутригрупповая — имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы. Место в иерархии статусов называется статусным рангом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий.

Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:

[2]

— когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;

— когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты.

Компоненты социального статуса:

1) Статусные права и обязанности — определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать.

2) Статусный диапазон — установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.

3) Статусные символы — внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика).

4) Статусный образ (имидж) — совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.

5) Статусная идентификация — определение степени соответствия индивида своему статусу. Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».

Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами. Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества. Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности, — это образование, квалификация и другие личные и социально-значимые качества. Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений; выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

Читайте так же:  Экспрессия опухолевых клеток

Социальная роль и статус личности

В психологии и социологии есть немало теорий о личности и её атрибутах. Понятия «социальная роль» и «статус личности» применяются для объяснения поведения человека в обществе, так как они влияют на многие аспекты функционирования индивида. Его самооценка, самосознание, общение, направленность во многом зависят от них.

Понятие личности

С точки зрения социологии, личность – это индивидуум, который во время социализации приобретает специфический набор социально значимых качеств, свойств, знаний, навыков и умений. В результате включения в социальные отношения и связи он становится ответственным субъектом волевой деятельности. По мнению психологов, личность – это интегральная совокупность различных черт биогенного и социогенного происхождения, которая формируется прижизненно и влияет на поведение и деятельность человека. И в том и в другом случае социальная роль и статус личности играют важную роль в формировании и самореализации индивида.

Основой для формирования становятся четыре группы явлений: биологические особенности человеческого организма и его врождённый опыт, результаты обучения, опыт социальной жизни и взаимодействия с другими людьми, результаты самооценки, рефлексии и самосознания. В структуре личности можно выделить группы особенностей, которые влияют на всё поведение человека.

К ним относятся такие психологические черты, как способности, мотивация, волевые качества, социальные установки и стереотипы, характер, направленность, эмоции, темперамент. Также личность включает набор социальных особенностей, таких как социальные статусы и роли, система диспозиций и различные ролевые ожидания, комплекс знаний, ценностей и убеждений, интересы и мировоззрение. Процесс кристаллизации личностных черт часто происходит под влиянием внешней и внутренней среды и протекает уникально, создавая неповторимую целостность.

Понятие социального статуса

Ещё в конце XIX века английский учёный Генри Мен вводит в оборот новое понятие. С тех пор социальный статус много анализировался и исследовался. На сегодняшний день под ним понимают определённое место человека в социальной системе или группе. Оно определяется рядом признаков: материальным и семейным положением, обладанием власти, выполняемыми функциями, образованием, специфическими навыками, национальностью, особыми психологическими характеристиками и многими другими. Так как индивид одновременно входит в состав различных групп, то его статус в них может быть различным.

Он не только обозначает положение человека в обществе, но и наделяет его определёнными правами и обязанностями. Обычно, чем он выше, тем больше набор прав и обязанностей. Нередко в обыденном сознании понятия социальные статусы и роли уравниваются с понятием престижа. Он, безусловно, сопровождает статусность, но не всегда является его обязательным атрибутом. Статус – это категория подвижная. Человек может изменять его с приобретением новых качеств или ролей. Лишь в традиционных общественных системах он мог передаваться по наследству, закрепляться законодательно или в соответствии с религиозными канонами. Сегодня личность в своём развитии может достигать желаемых статусов или терять их при определённых обстоятельствах.

Иерархия статусов

Комплект различных позиций одной личности в обществе принято называть статусным набором. В этой структуре обычно есть доминирующий, основной статус, и комплект дополнительных. Первый определяет главное положение индивида в этой социальной системе. Например, ребёнок или престарелый человек будут иметь основной статус в соответствии с возрастом. Одновременно в некоторых патриархальных обществах пол человека будет главным признаком для определения его положения в системе.

Так как существует деление на главный и неглавные статусы, то исследователи говорят о существовании иерархии социальных позиций личности. Социальные роли и статус являются важнейшим фактором, влияющим на общую удовлетворённость индивида своей жизнью. Оценка происходит по двум направлениям. Есть устойчивые взаимодействия статусов на горизонтальном и вертикальном уровнях.

Первый фактор представляет собой систему взаимодействия между людьми, находящимися на одном уровне социальной иерархии. Вертикальное, соответственно, общение людей, находящихся на разных ступенях. Распределение людей по ступеням социальной лестницы является естественным явлением для общества. Иерархия поддерживает ролевые ожидания личности, обуславливая понимание распределения обязанностей и прав, позволяет человеку быть удовлетворённым своим положением или заставляет его стремиться к смене статуса. Это обеспечивает динамику личности.

Личный и социальный статус

Традиционно по размеру общности, в которой функционирует личность, принято различать личные и собственно социальные статусы. Они функционируют на различных уровнях. Так, социальный статус – это сфера профессиональных и общественных отношений. Здесь важнейшее значение имеют профессиональное положение, образование, политическая позиция, социальная активность. Именно они являются признаками, по которым человек размещается в социальной иерархии.

[1]

Социальная роль и статус также функционируют в малых группах. В этом случае исследователи говорят о личном статусе. В семье, небольшом кружке по интересам, кругу друзей, малой рабочей группе человек занимает определённое положение. Но для установления иерархии здесь применяются не профессиональные, а личные, психологические признаки. Лидерские качества, знания, умения, коммуникабельность, душевность и другие черты характера позволяют человеку стать лидером или аутсайдером, получить определённый личный статус. Между этими двумя видами положений в социальной группе есть значительная разница. Они позволяют человеку реализоваться в различных сферах. Так, мелкий клерк, занимающий невысокое положение в рабочем коллективе, может играть значительную роль, например, в обществе нумизматов, благодаря своим знаниям.

Виды социальных статусов

Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:

  1. Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
  2. Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.

По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.

Читайте так же:  Лабковский вина стыд

Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.

Понятие социальной роли

В психологии и социологии используется термин «социальная роль», под которым понимается ожидаемое поведение, диктуемое социальным положением и другими членами группы. Социальная роль и статус тесно связаны между собой. Статус накладывает обязанности права на личность, а они, в свою очередь, диктуют человеку некий тип поведения. Любой человек должен в силу своей социальности постоянно менять модели поведения, поэтому у каждого индивида есть целый арсенал ролей, которые он играет в разных ситуациях.

Социальная роль определяет социальный статус. В её структуру входит ролевое ожидание, или экспектация, исполнение, или игра. Человек попадает в типичную ситуацию, где участники ждут от него определённой модели поведения. Поэтому он начинает воплощать её в жизнь. Ему нет необходимости задумываться, как себя вести. Модель диктует ему поступки. У каждого человека есть свой ролевой набор, т. е. комплект ролей на разные случаи жизни в соответствии со своими статусами.

Психологические характеристики социальных ролей

Есть мнение, что роль в обществе определяет социальный статус. Однако при этом последовательность обратная. Получая очередной статус, человек нарабатывает варианты поведения. В каждой роли есть две психологические составляющие. Во-первых, это символически-информационная часть, которая является сценарием типичного спектакля. Она представлена нередко в виде инструкций, памяток, принципов. Каждый индивид имеет уникальные черты, которые придают роли своеобразный и субъективный характер. Во-вторых, это императивно-контрольная составляющая, которая является механизмом для запуска игры. Императивный компонент связан также с ценностями и нормами. Он диктует, как необходимо поступать, опираясь на культурные стереотипы и моральные нормы общества.

Социальная роль имеет три психологических параметра, по которым её можно оценивать и классифицировать:

  • Эмоциональность. Разная степень проявления чувственности характерна для каждой роли. Так, руководитель должен быть сдержанным, а мама может быть эмоциональной.
  • Формализация. Роли могут быть формальными и неформальными. Первые описываются определённым сценарием, закреплённым в каком-либо виде. Например, роль учителя частично описана в должностной инструкции, а также зафиксирована в стереотипах и убеждениях общества. Вторые возникают в конкретных ситуациях и нигде не фиксируются, кроме психики исполнителя. Например, роль заводилы в компании.
  • Мотивация. Роли всегда тесно связаны с удовлетворением различных потребностей, у каждой из них есть одна или несколько исходных потребностей.

Виды социальных ролей

Общество бесконечно многообразно, поэтому видов ролей немало. Социальный статус и социальная роль человека взаимосвязаны. Поэтому первые часто дублируют вторые и наоборот. Так, выделяют естественные роли (мамы, ребёнка) и достигаемые (руководителя, лидера), формальные и неформальные. Социальная роль и статус, примеры которых каждый может найти в своей структуре личности, обладают некой сферой влияния. Среди них выделяют статусные роли, которые напрямую связаны с определённым положением в обществе и межличностные роли, что вытекают из ситуации, например, роль любимого, обиженного и т. п.

Функции социальных ролей

Общество постоянно нуждается в механизмах регуляции поведения своих членов. Социальная роль и статус в общении выполняют в первую очередь именно регулятивную функцию. Они помогают быстро найти сценарий взаимодействия, не затрачивая больших ресурсов. Также социальные роли выполняют адаптационную функцию. Когда у человека меняется статус, или он попадает в некую ситуацию, ему нужно быстро найти подходящую модель поведения. Так, социальная роль и статус нации позволяют ему адаптироваться к новому культурному контексту.

Ещё одна функция – самореализации. Исполнение ролей позволяет человеку проявить свои различные качества и достичь желаемых целей. Познавательная функция заключается в возможностях самопознания. Личность, примеряя на себя различные роли, познаёт свой потенциал, находит новые возможности.

Социальная роль и статус: пути взаимодействия

В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.

Источники


  1. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, Academia, 2013. — 368 c.

  2. Андрей Зберовский Семьятрясение. Что может угрожать вашему браку и как с этим бороться. Инструкция для тех, кто дорожит своей семьей / Андрей Зберовский. — М.: Медков С. Б., 2013. — 392 c.

  3. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. — М.: Когито-Центр, 2013. — 704 c.
  4. Дафни, Роуз Кингма Разрыв. Почему заканчиваются отношения и как пережить расставание / Дафни Роуз Кингма. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 192 c.
  5. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.
Укажите социальный статус
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here