Уровень эмоционального интеллекта

Самое важное по теме: "уровень эмоционального интеллекта" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Уровень эмоционального интеллекта

Недавний опрос на «работном» сайте CareerBuilder показал, что работодатели при приёме работников ставят эмоциональный коэффициент (EQ) выше коэффициен та интеллекта (IQ). Почему? И что это такое – эмоциональный интеллект?

Впервые сочетание «эмоциональный интеллект» появилось в научной статье, выпущенной в 1990 году. То есть, совсем недавно. Сейчас в Интернете, по сведениям сайта EQToday можно найти 486 000 веб-страниц, посвященных этому явлению. Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта. Однако многие, в том числе руководители, не знают, что же такое эмоциональный интеллект.

Под эмоциональным (чувственным) интеллектом в современной психологии понимают определенную способность человека воспринимать собственные чувства и откликаться на чувства других людей. Прежде всего, это способность человека понимать эмоции, ощущения как свои собственные, так и других людей, и воздействовать на них, исходя из актуальных целей. Следовательно, межличностная коммуникация людьми, обладающими развитым эмоциональным интеллектом, будет строиться более эффективно.

Для человека с хорошо развитым эмоциональным интеллектом характерны: высокий уровень самосознания, восприимчивость, умение управлять эмоциями и налаживать позитивные отношения с людьми.

Что дают вышеперечисленные навыки?

·Осознание. Эта способность помогает человеку найти контакт, прежде всего с самим собой. Для человека всегда важно знать, какие чувства он испытывает и что говорят ему эти чувства.

·Управление эмоциями. Данное умение помогает предотвратить негативные последствия реакции на неприятные события.

·Восприимчивость. Под этим навыком подразумевается умение внимательно и с повышенной чуткостью относиться к эмоциональному состоянию окружающих.

·Позитивные взаимоотношения. Способность строить такие отношения в духе глубокой взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества, безусловно, помогают человеку в личной жизни и на работе.

Людей, которые всерьез поработали над повышением своего чувственного интеллекта, считают преуспевающими в различных сферах жизни. Они легко находят баланс в проявлении чувств.

Предлагаем вам пройти тест и оценить уровень своего эмоционального интеллекта.

Инструкция

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Обозначение баллов:

  • Полностью не согласен (–3 балла).
  • В основном не согласен (–2 балла).
  • Отчасти не согласен (–1 балл).
  • Отчасти согласен (+1 балл).
  • В основном согласен (+2 балла).
  • Полностью согласен (+3 балла)

Высказывание

Балл (степень согласия)

3

2

1

+1

+2

+3

Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

Я способен наблюдать изменение своих чувств.

Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

Я слежу за тем, как я себя чувствую.

После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

Я способен выслушивать проблемы других людей.

Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

Я могу действовать успокаивающе на других людей.

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

Я способен улучшить настроение других людей.

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Шкалы методики Н. Холла

Шкалы

[3]

Баллы

Шкала «Эмоциональная осведомленность»

Шкала «Управление своими эмоциями»

Шкала «Распознавание эмоций других людей»

Интегративный уровень:

[1]

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

  • 14 и более — высокий;
  • 8–13 — средний;
  • 7 и менее — низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

  • 70 и более — высокий;
  • 40–69 — средний;
  • 39 и менее — низкий.

Ключ к методике

  • Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
  • Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
  • Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
  • Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
  • Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Шкалы методики Н. Холла

  1. Эмоциональная осведомленность – это создание и постоянное пополнение собственного словаря эмоций; Такие люди в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.
  2. Управление своими эмоциями (это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость).
  3. Самомотивация (произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).
  4. Эмпатия — это умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.
  5. Распознавание эмоций других людей (умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Развитие эмоционального интеллекта

Особого внимания заслуживает вопрос развития эмоционального интеллекта, так как изучение данного явления теряет смысл без возможности его совершенствования.

И.Н. Андреева по этому вопросу выделяет существование двух позиций в психологии. Согласно первой (Дж.Мейер) эмоциональный интеллект описывается как относительно устойчивая способность, вследствие чего повысить его уровень практически невозможно, однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Оппоненты первой позиции, считают, что эмоциональный интеллект можно развивать. Эмоциональное развитие проявляется в сознательном регулировании эмоций. Последней точки зрения придерживается Т.П. Березовская, результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания.

Читайте так же:  Советы брошенным мужьям

В зарубежной психологии на позиции возможности развития эмоционального интеллекта стоят практически все популистские направления в психологической науке В качестве доказательства правоты данной позиции зачастую приводят исследования между IQ и EQ. Так ,например, С. Стейн и Г. Бук сравниваяIQ и EQ, показывают, что отличие когнитивных и эмоциональных способностей состоит в том, что IQ сохраняет практически постоянную величину, а EQ повышается с возрастом. В результате они приходят к выводу о том, что EQ — не природная склонность, которая имеет отношение к способности человека хорошо проявлять себя в каком-то конкретном навыке, роде занятий или отрасли науки. По мнению ученых, эмоциональный интеллект складывается из рода сиюминутных, тактических, умений и навыков, которые можно применять в зависимости от ситуации. Таким образом, С.Стейн и Г.Бук делают вывод о том, что можно повышать уровень эмоционального интеллекта посредством тренировки, обучения и жизненного опыта.

В отличие от IQ — левополушарный интеллект, который в основном предопределяется генетически и мало меняется с детства, эмоциональный интеллект — EQ можно развивать в любом возрасте. Однако это не так легко, повышение EQ требует практике и упорства. На совершенствование навыков эмоционального интеллекта уходят месяцы. Дело в том, что в этом процессе учувствуют эмоциональные центры правого полушария мозга, которые не очень быстро в отличие от неокортекса, т.е. Развитого левого полушария коры головного мозга, отвечающего за освоения технических навыков и когнитивных способностей. Но чтобы новую модель поведения усвоили эмоциональные центры, необходимы многократные тренировки и повторения. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта сродни искоренению старых привычек. Механизмы мозга, которые отвечают за лидерское поведение, должны забыть старые и закрепить новые навыки. Чем чаще повторяется некая поведенческая последовательность, тем прочнее становятся соответствующие мозговые схемы. Наступает момент, когда новые нейронные связи становятся для мозга . Эмоциональный интеллект можно развивать, тренируясь в адекватном выражении своих чувств и их конструктивном использовании.

В настоящее время за рубежом открыты институты и исследовательские центры, занимающиеся проблемой взаимосвязи чувств и разума, а также созданы специальные программы для развития эмоционального интеллекта детей и взрослых.

Методы развития ЭИ:

Тренинг детей в семейно-общественных центрах

По мнению некоторых авторов (Бар-Он, Гоулман, Майер), наиболее оптимальным средством развития эмоционального интеллекта является тренинг. Причем Бар-ОН предлагал проводить тренинговые занятия на протяжении 6 месяцев. Он считал, что это даст возможность не просто развить необходимые компоненты эмоционального интеллекта, но и закрепить полученные изменения в поведении человека.

Важность развития эмоционального интеллекта подтверждают многочисленные исследования, свидетельствующие о том, что около 80% успеха в социальной и личной сферах определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% всем известный IQ — коэффициент умственного развития. Этот вывод ученых изменил традиционные взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей: совершенствование логического мышления и расширение кругозора еще не является залогом успеха в жизни.

Развитие эмоционального интеллекта: кому и зачем это нужно

Степень важности эмоционального интеллекта современные родители осознали не так давно, хотя психологи твердят нам об этом как минимум последние лет 10. Для тех, кто еще не разобрался в теме, эксперт «О!» психолог Анна Скавитина подробно рассказывает, что такое EI, кому, и главное зачем нужно его развивать.

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок был умным, здоровым и счастливым. Стремясь обеспечить малышу хороший старт, многие начинают «работать над интеллектом» и заниматься «ранним развитием» практически с рождения: учат буквы, цифры, осваивают арифметические действия, понятия из астрономии, биологии, химии, надеясь, что их ребёнок будет в дальнейшем успешно учиться в школе, и как следствие, добьётся многого в жизни. IQ, коэффициент интеллекта — объективный показатель умственных способностей, который нельзя сильно изменить. Да, он предопределяет успех в школе, но далеко не всегда связан с успешностью ребёнка в жизни. Тесты IQ, как оказалось, не могут объяснить мотивацию людей и особенности их поведения. А что может? Для того, чтобы объяснить это, исследователи ввели понятие «эмоциональный интеллект» — EQ.

Эмоциональный интеллект — это умение человека понимать как собственные, так и чужие эмоции. Эта способность влияет, в том числе, на жизнь человека в семье и обществе, понимание настроения родных, близких и людей в целом, а также на возможность взаимодействовать с другими людьми. Хотя ещё древнегреческие философы говорили о том, что в человеке должны сочетаться ум, логика и эмоции.

Если IQ заложен генетически и изменить его довольно сложно, то регулировать и повышать свой эмоциональный интеллект можно на протяжении всей жизни. Возможно, основной вид развития, в который мы должны вкладывать достаточно много усилий и времени — это именно развитие EQ наших детей.

В 1972 году психолог Пол Экман составил список из шести базовых эмоций, в него вошли: гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже в список были добавлены еще смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Есть много разных классификаций эмоций и их видов, но если мы научим детей разбираться хотя бы в этом небольшом спектре эмоций, то внесём очень важный вклад в их дальнейшую счастливую жизнь.

В модели эмоционального интеллекта Гоулмана, который популяризировал понятие EQ, выпустив в 1995 году книгу, пять составляющих:

Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства;

Самоконтроль — возможность управлять ими;

Эмпатия — понимание чувств другого;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Социальные навыки — возможность выразить словами или действиями своё эмпатическое понимание происходящего.

Все составляющие обеспечивают возможность находиться в ладу с собой и другими, и это — один из навыков, который развивается у человека в процессе работы с психологами. Можно ли развить EQ без регулярного участия психолога? Да, и даже нужно. Эмоциональный интеллект развивается или не развивается у ребёнка в результате постоянного взаимодействия с родителями.

С точки зрения Гоулмана есть три категории родителей, у которых не получается развить эмоциональный интеллект своих детей:

Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.

Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.

Не вмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают ограничения в поведении своих детей.

Рассмотрим задачу на родительскую компетенцию. Закончите ситуацию словами взрослого в комментариях, которые вы считаете более подходящими к ситуации. Утро. Четырехлетняя Агата спустила ноги вниз с кровати. Говорит, что хочет спать и в детский сад не пойдёт. Папа и мама должны быть на работе вовремя. Что скажет Агате мама?

Если мама — родитель отвергающего типа, то она может сказать, что нежелание идти в детский сад является нелепым, и вообще, что такого может быть грустного, когда уходишь из дома? В саду ведь много игрушек и ребят. Затем мама может начать отвлекать Агату от грустных мыслей, подкупив ее конфетами или печеньем сейчас или после детского сада, сопровождая это красочным рассказом об интересных играх, и друзьях, которые ждут девочку в детском саду.

Читайте так же:  Тремор с похмелья

Если мама принадлежит к неодобряющему типу, то она может отругать Агату за несговорчивость, сказать, что уже устала от ее постоянного нытья и капризов, пригрозить «дать ремня» и лишить игрушек.

Если мама не вмешивающегося типа, то она может сказать, что понимает, что Агата хочет спать, не хочет уходить из дома и сердится, может посочувствовать Агате, сказать, она сама тоже никуда не хочет уходить, но что делать дальше, мама не знает. Если у неё нет возможности оставить Агату дома, но она не хочет ругать, шлепать или подкупать, она может пойти на сделку: давай сейчас посмотрим один мультик или поиграем вместе 10 минут, но после этого мы выйдем из дома без слез. Потом ещё один мультик и ещё 10 минут, и ещё, и ещё…

Сложности у этих родителей с детьми часто бывают потому, что у них самих тоже есть трудности с EQ, которое важно развивать на протяжении всей жизни.

Родители с развитыми социальными навыками и эмоциональным интеллектом:

понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;

считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;

помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Если мама заботится о EQ ребёнка, то она вначале опишет чувства Агаты, ее желание поспать, побыть дома с мамой, поиграть, ее злость и грусть, посочувствует дочери, скажет, что ей тоже грустно, что сегодня рабочий день и всем надо идти на работу, в школу и в детский сад, выслушает Агату и ее чувства, придумает сама или вместе с ребёнком быстрый способ собраться, если уже ничего не поделаешь. Например, предложит поиграть в «Кто быстрее» или проверить, успеют ли мама с дочкой собраться, пока песок в песочных часах не закончится. Вот, какие еще возможны варианты: «Давай покажем кукле, что нужно надеть в первую очередь, если идёшь в детский сад!», или: «Давай посмотрим на картинки, которые мы вчера нарисовали: что там нужно сделать первым? Сделали? Ставим рядом крестик!».

Дети, чьи родители постоянно используют эмоциональное воспитание, имеют более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складываются отношения с друзьями, наблюдается меньше проблем с поведением, они менее склонны к проявлению насилию и в целом более позитивно настроены. Когда начинает проявляться польза от эмоционального типа воспитания? Практически сразу. Дети, к которым обратились родители с учетом их эмоций и предложили конструктивные способы принятия ситуации, влияния на неё или придумали их вместе с детьми, сразу чувствуют себя понятыми и принятыми.

Один из сторонников эмоционального воспитания Гинотт, в отличие от многих родителей и педагогов считает, что сердиться на детей можно и нужно. Потому что родители — живые люди и тоже испытывают эмоции, которые никуда не получается спрятать, но их выражение можно контролировать. Он считает, что родители должны честно признавать и конструктивно выражать свой гнев при условии, что он направлен на конкретную проблему, а не на черты личности или характер ребенка. При разумном использовании и назывании родительский гнев может стать частью эффективного поддержания дисциплины. Ни крик, ни угрозы, а указание, что «я разгневан твоим поведением», может помочь в изменении происходящего. Я иногда говорю: «Это уже слишком, мама превращается в огнедышащего дракона!».

Идеи Гинотта об эмоциональном воспитании оказали значительное влияние на многих педагогов. Вы можете найти несколько книг-практических пособий для родителей на русском языке его учениц Адель Фабер и Элейн Мазлиш: «Свободные родители — свободные дети», «Братья и сестры: как помочь вашим детям жить дружно», «Как говорить, чтобы дети слушали, и «Как слушать, чтобы дети говорили» и «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Эти книги — бесценные помощники для родителей в самостоятельном обучении навыкам эмоционального воспитания.

Маленьким детям 3−6 лет уже нужны серьезные социальные навыки и довольно развитое умение договариваться, когда они хотят поиграть все вместе, но каждый из них предлагает разную игру. Они должны найти творческий компромисс. Для этого нужны способности слышать друг друга, сопереживать другому и умение совместно решать проблему.

В начальной школе принятие сверстниками часто зависит от способности ребенка быть «крутым», эмоционально невозмутимым, но для этого важно не отсутствие эмоций, а умение наблюдать и улавливать социальные сигналы, позволяющие включиться в компанию, не привлекая к себе излишнего внимания. Психологи обнаружили, что у детей, чьи родители с раннего детства практиковали эмоциональное воспитание, этот социальный навык был хорошо развит, что помогало им находить общий язык и дружить со сверстниками.

Как это работает? Ребёнок быстро «считывает», что с ним происходит и его эмоции не успевают набрать градус, ребенок понимает, что с этим можно сделать. Дети испытывают уверенность, что родители их поймут, сопереживают им, интересуются всем, что происходит в их жизни. Детям не нужно капризничать только для того, чтобы привлечь своих родителей.

Постепенно дети становятся учатся успокаивать себя сами. Они могут говорить себе что-то вроде: «Пустяки — дело житейское, как говорил Карлсон». И в результате оставаться спокойными даже в состоянии стресса, например, в классе на контрольной, что, уменьшает вероятность плохого поведения. Родители, не осуждающие своих детей за проявление эмоций, имеют меньше поводов для конфликтов. Они понимают, что ругать детей за плач, из-за разочарования или за выражение гнева — бессмысленно. Но родители могут установить определенные границы и ясно и последовательно объяснить, какое поведение в семье и обществе является приемлемым, а какое — нет. Когда дети знают границы и правила, вероятность проблем с поведением тоже снижается.

В результате такого типа воспитания между родителями и детьми усиливаются тёплые отношения, и дети становятся более чувствительными к просьбам своих родителей. Потому что родители — это союзники, им доверяешь и хочешь их радовать. Наверное, о таких отношениях с родителями мечтает каждый ребёнок, даже давно уже выросший.

Уровень эмоционального интеллекта: учимся взаимодействовать с другими

Привет, на связи снова Павел Ямб!

Эмоции не только заставляют нас смеяться, огорчаться, переживать и влюбляться.

От них зависит реальный успех во всем, что связано с карьерой и личной жизнью. Думаете, это не так? Тогда почему люди с высоким IQ часто не достигают большого успеха? Вот и ученые над этим задумались. А потому наряду с обычным интеллектом, психологи выделили такое понятие, как уровень эмоционального интеллекта.

Читайте так же:  Тревожность у детей дошкольного возраста

Немного теории

Эмоциональный интеллект ответственен за:

  • самопонимание и самовыражение;
  • осознание своих эмоций;
  • эмпатию;
  • отношения с другими людьми;
  • адекватную оценку действительности;
  • подконтрольность и гибкость эмоций.

Высокий уровень эмоционального интеллекта означает, что человек:

  • адекватно оценивает себя, свои возможности и слабости, принимает себя таким и умеет эффективно использовать то, что ему дано от природы;
  • понимает причину возникновения тех или иных эмоций;
  • распознает и берет в расчет чувства других людей;
  • понимает и учитывает чувства и потребности окружающих;
  • принимает и понимает условия, происходящие из объективной реальности;
  • управляет своими эмоциями, быстро и эффективно находя наилучшее решение в ситуации.

Будет ли такой человек стрессоустойчив? Да.

Будут ли окружающие ценить и уважать его? Безусловно.

Так что ничего удивительного в том, что тест на эмоциональный интеллект становится все более популярным при приеме на работу.

Можете проверить себя и пройти его самостоятельно, для самого себя.

Конечно, можно и нужно развивать эту сторону своей личности, пусть даже изначально вам дано не так уж много баллов в тесте. Результат – всего лишь показатель, с чем необходимо поработать.

Работая над собой

Тренер, занимающаяся профессиональным коучингом, Мюриэл Уилкинс отметила такой парадоксальный момент: чем более низкий уровень эмоционального интеллекта у человека, тем меньше он отдает себе в этом отчет и тем больше видит его отсутствие у окружающих.

Никто из нас не идеален. Однако если есть какие-то межличностные проблемы, то следует помнить: участие и вина каждого в проблемах – не менее 50%. Поэтому, когда закончите винить другого, задумайтесь и над тем, что вы внесли в эти отношения.

С чего начать?

Лучше всего начинать с себя. Три замечательных упражнения научат наблюдать и распознавать свои эмоции и эмоции окружающих.

  1. Не привыкли наблюдать за эмоциями? А это должно стать привычным упражнением. Старайтесь несколько раз в день задавать себе вопросы: «что я чувствую сейчас?» и «почему я это чувствую?»

Если у вас в жизни есть источник сильных негативных эмоций, то следует перестать обманывать и оправдывать самого себя, ясно взглянуть на свои эмоции и понять, что ими движет. Если вы сердитесь на родственника, не уделяющего вам столько внимания, сколько, по вашему мнению, вы заслуживаете, то задумайтесь, что так беспокоит в этой ситуации: может быть страх одиночества? А вместо обвинений лучше честно сказать: «Я огорчен, и мне нужна поддержка».

А не мешаете ли вы самому себе? Узнайте.

За каждой эмоцией, тем более негативной, скрывается какая-то боль. Но чувствовать ее не стыдно, хотя нам в детстве часто внушали обратное. Если не повернуться к своим эмоциям, мы можем никогда не понять, что нами движет в той или иной ситуации. Возможно, придется воспользоваться помощью психолога или друга, чтобы он помог разобраться с тем, что сложно увидеть самому.

  1. Наблюдение за окружающими. Нам повезло: вокруг столько людей, за поведением которых можно наблюдать вечно. Вот человек отвечает «да» с очень кислым выражением лица – почему? А здесь кто-то громко возмущается довольно обычной просьбе – неужели именно она так рассердила его? Там девушка скептически хмыкает на комплимент – что ею движет?

Обратите внимание, как люди реагируют на какие-то типовые ситуации. Постарайтесь увидеть больше: что приводит к той или иной реакции? Представьте себе, как в такой ситуации будет реагировать веселый, грустный, усталый, раздраженный, воодушевленный человек?

  1. Понаблюдайте за собой: как вы сами реагируете на то, что происходит в вашей жизни? Первым делом обвиняете в проблемах кого-то или что-то другое или же ищете причину в себе? А успех – это заслуга только вас или же нет? Обвинять в неудачах кого-то другого столь же неконструктивно, как и отказывать себе в признании собственных заслуг. Конечно, если вы не собираетесь забрать все лавры от коллективной работы только себе.

Оттачиваем навыки в общении

Теперь, когда мы немного разобрались с внутренним миром и понаблюдали за другими, пришла пора повышать уровень эмоционального интеллекта во взаимодействии с другими людьми.

Конечно, невозможно учитывать индивидуальные чувства каждого. Но если вы часто сталкиваетесь с резкими ответами окружающих, значит, ваши сообщения дают им несколько другую информацию, нежели вы на самом деле желаете сообщить.

Положительная новость в том, что развитый эмоциональный интеллект не означает, что все рефлекторные реакции верны. Это умение делать верный выбор в любой ситуации.

Чтобы сделать его, следует вовремя остановиться, не отправляя отношения по старому порочному кругу.

  1. Старый, проверенный способ найти взаимопонимание – поставить себя на место другого. Посмотрите на себя чужими глазами: что бы вы сами ответили на такое замечание, предложение, фразу? Вызвал бы у вас симпатию такой человек?

Конечно, не стоит забывать о своих желаниях и потребностях. Просто их нужно облечь в другую форму, сообщив, что вы слышите и понимаете желания другой стороны, теперь нужно просто найти то, что устроит и вас, и другого человека.

Такая нехитрая методика может прийти на помощь в развитии эмоционального интеллекта. И после этого, думаю, все проблемы в общении будут решены. А если нет, посмотрите интересную лекцию Вадима Левкина.

Эмоциональный интеллект

Человек — один из самых сложных организмов на нашей планете. Он более развит в эволюционном отношении, чем любое другое существо. Он силён, сообразителен и умён. Он — творец, одарённый совершенным инструментом познания, мозгом. Разум, сделал его непобедимым противником в бесконечной борьбе за выживание. Разум позволил ему совершить небывалый скачок, огромный шаг вверх по эволюционной лестнице, оставив далеко позади своих генетических предшественников. И, кажется, некуда выше. Но нет, человек далёк от совершенства. Им всё так же, как тысячи и тысячи лет назад, движут инстинкты, он всё также зависит от своих эмоций и настроений. Да, у него высокий уровень интеллекта, хорошая память, он пишет картины, сочиняет стихи и музыку, он может создать оружие, в мгновение ока способное уничтожить всё вокруг. Он может контролировать своё окружение, и как никто другой он подчиняет себе стихии и саму природу. Однако при всём своём могуществе, которого он достиг во внешнем мире, он всё ещё плохо ладит с самим собой. Это обстоятельство делает его врагом для самого себя и способно привести к самоуничтожению. И хорошо, что рано или поздно он это осознаёт. И вот, перед ним встаёт острая необходимость в управлении своими эмоциями, в развитии своего эмоционального интеллекта.

Признаки высокого и низкого уровня эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта может дать человеку массу преимуществ, большинство из которых заключается в обогащении эмоционального опыта, улучшении отношений с другими людьми и более полноценной жизни. Встречаясь с людьми с высоким уровнем эмоционального интеллекта и с низким, нетрудно заметить разницу, всё равно, что небо и земля. В то время как первые управляют своей жизнью, вторые, по обыкновению, реагируют на внешние условия и плывут по течению. Читайте дальше и вы увидите, в чём заключается отличие людей с низким и высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Читайте так же:  Нормы абсолютной тупости сердца

Не расстраивайтесь, если вам свойственна большая часть признаков людей с низким уровнем эмоционального интеллекта. Вы всё ещё в силах исправить ситуацию, независимо от вашего возраста, уровня благосостояния, условий жизни и окружения, в котором вам приходится общаться. Повысить уровень своего эмоционального интеллекта может практически каждый, для этого не обязательно посещать тренинги или семинары, хотя, это могло бы ускорить процесс. Если у вас есть немного времени на каждый день, и вы готовы приложить к этому усилия, вы сможете достичь этого самостоятельно. На нашем сайте мы постараемся привести максимум полезной информации о том, как вы можете это сделать. Успехов вам!

Эмоциональный интеллект: что это?

То, что эмоции влияют на наше мышление, на наши реакции и поведение, – давно известный факт. Однако большинство людей «эмоционально неграмотны», то есть не способны определить и понять, каким образом их собственные эмоции и эмоции других людей влияют на то, что они думают и делают в данный момент. Наша культура и наше воспитание превратили эмоции в плохое слово.

Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient). Спустя 83 года американский психолог Дэниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) – эмоциональный показатель интеллекта. Связано это с тем, что управление собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить. Согласно определению Дэниела Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: наш успех определяется этим коэффициентом на 85% и только на 15% – с помощью IQ. Если мы не задумываемся об эмоциональной компетентности, то результаты нашей работы могут стать плачевными как для карьерного роста, так и для личной жизни.

Развитые навыки EQ позволяют нам рассматривать свои эмоции и эмоции других людей как ресурс и благодаря этому повышают эффективность в общении с окружающими людьми, с партнерами, подчиненными, клиентами, семьей; способствуют личностному развитию, продвижению по карьерной лестнице, креативности и продуктивности, улучшают здоровье, создают ощущение удовлетворенности и счастья. EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением анализировать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ – в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает: 1) возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, 2) необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую мы можем действовать гораздо эффективнее. Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Методика Н. Холла для определения собственного уровня EQ

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звездочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень вашего согласия с высказыванием.

Обозначения баллов:

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).

Ключ к методике Н. Холла на эмоциональный интеллект

Шкала «Самосознание» – пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Эмоциональный, социальный и социально-эмоциональный интеллект

Главная » Статьи » Теория » Термины и определения » Эмоциональный, социальный и социально-эмоциональный интеллект

Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие – сравнительно новое, но весьма популярное направление практической психологии. В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (которые вместе составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ). Разберемся, почему это произошло, в чем разница между всеми этими понятиями, каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и т.д. в конце XX – начале XXI века,

само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий. В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям. Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств. Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера — Саловея — Карузо. Она включает в себя следующие составляющие:

  1. восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);
  2. понимание эмоций;
  3. управление эмоциями;
  4. использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).

Таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит). Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.
Читайте так же:  Как стать богатым

Конечно, эмоции и управление ими играет значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы столь пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми. И таким образом, мы переходим особенностям социального интеллекта.

Что такое социальный интеллект?

Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ), как несложно догадаться, – социальные аспекты. Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.

Что такое социально-эмоциональный интеллект?

Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели, или модели социально-эмоционального интеллекта. Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана, которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих:

  1. самопознание;
  2. саморегуляция;
  3. социальные навыки;
  4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
  5. мотивация.

Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.

[2]

Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта

Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует.

Важно и то, что человек с высокими EQ и SQ осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, включаемых в смешанную модель EQ+SQ.

Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.

Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью. Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.

Ложка дегтя

То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам: харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д.

По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять». Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?

В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности). Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки. Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать. Этому посвящена наша следующая статья.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Надеемся, вам понравится:

    • Как принимать критику с достоинством?
    • Темная триада личности: кто ее составляет + тест
    • Макиавеллисты: кто это в психологии?
    • Нарциссы: кто это и что их отличает
    • Перверзный нарцисс: кто это и почему он опасен

Источники


  1. Дитрих, фон Гильдебранд Метафизика любви / Дитрих фон Гильдебранд. — М.: Алетейя, Ступени, 2007. — 630 c.

  2. Зорин, П. Г. Гипнотизм и психология общения / П.Г. Зорин, Я.П. Зорин. — М.: Адити, 2018. — 288 c.

  3. Крэйг, Стивен 6 мужей для каждой жены. Меняйтесь вместе, если хотите остаться вместе! / Стивен Крэйг. — М.: София, 2017. — 352 c.
  4. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.
  5. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.
Уровень эмоционального интеллекта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here