Внутриличностный конфликт характеристика

Самое важное по теме: "внутриличностный конфликт характеристика" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Общая характеристика внутриличностного конфликта (стр. 1 из 4)

1. Понятие внутриличностного конфликта 4

2. Основные виды внутриличностного конфликта 7

3. Переживание как основа внутриличностного конфликта 10

4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 17

Список литературы 24

Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX в. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX в. накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностных конфликтов.

Цель данной контрольной работы:

— дать общую характеристику внутриличностного конфликта.

Для реализации поставленной цели задачи работы:

[3]

— рассмотреть понятие внутриличностного конфликта;

[1]

— определить виды внутриличностных конфликтов;

— рассмотреть переживание как основу внутриличностного конфликта;

— проанализировать условия предупреждения внутриличностных конфликтов.

1. Понятие внутриличностного конфликта

Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывается в зарубежной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.

В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (3. Фрейд). В теории К. Юнга внутриличностный конфликт — это регресс на более низкий уровень психики, т. е. он происходит в сфере бессознательного. У К. Хорни внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данного направления — А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.

По К. Левину внутриличностный конфликт — это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор: между положительной и отрицательной тенденциями; между положительной и положительной тенденциями; между отрицательной и отрицательной тенденциями.

Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни.

Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие.

Интеракционизм при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликта ролей (А. Голднер).

Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».

В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина. В. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом.

По Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.

В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю. Юрловым. Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.[1]

Таким образом, внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения. Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса. Как указывал B.C. Мерлин, длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности — характеристика психологического конфликта.[2]

2. Основные виды внутриличностного конфликта

В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.

• Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

• Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).

Читайте так же:  Как вернуть любовь жены

• Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).[3]

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).

Основные виды внутриличностного конфликта

В большинстве теоретических концепций представлен один Или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя из этого выделяют следующие основные структуру внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов).

  • Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
  • Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею. но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
  • Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.


1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать за ним (Ф. Василюк, В. Франкл).

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе КОТОРЫХ лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (Межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с Различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле J при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта. Более подробно сущность невротического конфликта будет рассмотрена далее.

Характеристика основных видов внутриличностных конфликтов

Внутриличностные конфликты мы рассматриваем как состояние внутреннего мира субъекта, характеризующееся:

• высокой степенью напряженности и осознанности смысложизненных представлений;

• необходимостью выбора способа жизнедеятельности;

• отсутствием субъективных возможностей для разрешения внутренней проблемы;

• низкой степенью включенности сознания в процесс разрешения внутренних проблем и противоречий развития;

• повышенной отрицательной эмоциональностью.

Иными словами, внутриличностный конфликт представляет собой внутреннее противостояние в душе человека различных составляющих внутреннего мира, которое воспринимается и эмоционально переживается человеком как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Анализ сущностных характеристик феномена внутриличностного конфликта позволяет нам выделить следующие наиболее часто встречающиеся виды внутриличностных конфликтов.

Структурные конфликты, возникающие между осознаваемой и неосознаваемой структурами внутреннего мира человека; между структурными компонентами личности. Разрешение подобных конфликтов основано на воспитании культуры внутренней жизни человека и формировании умений соотносить мотивы, ценности и возможности.

Читайте так же:  Как вернуть инициативу мужчине

Целевые конфликты возникают по типу противоборств целей внутреннего мира человека. Здесь ведущими компонентами являются: фиктивные цели (нереальные устремления, обусловленные прошлыми переживаниями); стремление к превосходству, которое выявляет невротизацию субъекта (в нормативном варианте человек имеет социально важные цели, а в невротическом конфликте человек стремится к самоуважению, силе, самовозвышению); чувство неполноценности и компенсация, которые в нормативном варианте мотивируют человека к более высокому уровню развития, а в условиях аномального развития ведут к формированию комплекса неполноценности или комплекса превосходства и др.

Конфликты представлений в своей основе имеют столкновение несовместимых представлений. Например, человек знает, что курить вредно, но продолжает курить. Снижение или снятие несовместимых представлений достигается с помощью дополнительных аргументов, убеждения, повторяемых доводов. В конфликт подобное состояние переходит при условии, что преодоление диссонанса переживается человеком как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности. Поэтому ее решение является тяжелым.

Конфликты абсолютизма, имеющие в своей основе стремление к свободе и бессознательную тягу к зависимости. Они характеризуются тем, что человек стремится к собственной независимости, но при этом культивирует какую-либо черту личности, аспект, фактор развития по типу: «только это и ничто другое мне не подходит» и тем самым вместо «независимости» вырабатывает поклонение собственной зависимости и ограниченности. Например, повышенный уровень амбиций приводит к восприятию других в качестве средств реализации собственных целей с позиций превосходства и исключительности, далее претензии возводятся в ранг абсолюта, и развивается высокомерие. Подобное состояние приводит к необходимости подтверждения собственной значимости в глазах окружающих, и человек перестает работать над собой, а занимается лишь взращиванием своего комплекса превосходства.

Конфликт смысла поступка. В его основе лежит столкновение между социальными намерениями и бессознательными психическими образованиями. Это столкновение разума и чувств по типу «опасно, нельзя, но хочу, но надо», то есть это столкновение позиции сознания и установок в неосознаваемой сфере психики.

Конфликт смысла «я», возникающий в результате соотнесения собственных свойств с мотивами деятельности. Чаще всего он осуществляется как противостояние осознаваемых желаний и неосознаваемой самооценки (да, но не мое); противоречия жизнедеятельности, вытекающие из множества потребностей (одобрение, принятие, любовь и др.), а также из осознания (или его отсутствия) жизненных целей.

Конфликт самооценки. Стремление к адекватному соотношению самооценки и уровня притязаний на основе реальной достаточно критичной требовательности в плане оценки своих возможностей и спокойное отношение к неудачам и успехам. Здесь важно отметить, что низкая самооценка часто компенсируется высоким уровнем притязаний. При высокой самооценке, напротив, уровень притязаний занижается и, как следствие, в конфликте проявляются защитные формы поведения (избегание неудач). В ситуации адекватной самооценки уровень притязаний адекватен, а в мотивационной сфере отмечается симбиоз, способствующий конструктивному поведению.

Конфликты эмоциональности, возникающие в силу неудовлетворенности какой-либо стороной деятельности (операциональной, смысловой). Данные конфликты проявляются в негативной оценке деятельности как самой личностью (это нормативное явление онтогенеза), так и коллективом, администрацией, особенно в условиях психологической войны.

Достаточно часто подобные конфликты вызывают ряд соответствующих психосоматических заболеваний. Например, противоборство:

• между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью во власти продуцирует агрессию, которая подавляется из-за социальных установок. В результате развивается гипертония;

• между стремлением сохранить свободу и независимость и потребностью в защите и покровительстве способствует возникновению язвенной болезни;

• между достижением желаемого ценой нежелательных переживаний и отказом от желаемого, чтобы избежать этих переживаний; в подобных случаях чрезмерная напряженность вызывает астенизацию психики и нервный срыв.

Подобные конфликты берут свои истоки в детстве, когда у ребенка нагнетаются отрицательные эмоции: страхи, заблокированный гнев, обида и др. В подобных случаях эмоция блокирует нормальный энергетический обмен с окружающей средой и с другими людьми, как бы замыкая всю психическую деятельность субъекта на себе. Внешне это проявляется в защитных формах поведения, которые, в свою очередь, провоцируют окружающих к активному воздействию на источник неблагополучия в структуре данной группы, общности. Это зачастую приводит к серьезным нарушениям как на уровне физического тела, так и на уровне психической деятельности.

Конфликты внутреннего выбора, которые осуществляются как противоборство разных тенденций в самой личности по типу «хочу, но не могу», «надо, но не получается» и т.д. Это нормативные противоречия развития, которые выражаются в сомнениях, неуверенности и нерешительности. Важно, чтобы их разрешение осуществлялось на интеллектуальной, а не на эмоциональной основе, поскольку в ситуации преобладания эмоций человек может войти в ступор или «застрять» на данной ситуации или состоянии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конфликт между рациональным и эмоциональным имеет в своей основе действие подсознательной сферы мотивации, т.е обусловлен бессознательной частью психики и развивается в условиях ценностного кризиса. Данный конфликт пронизывает все структуры человеческой жизни: область верований, убеждений и оценок, отношений и взаимоисключающих стереотипов и др. Это нормативный акт жизнедеятельности человека, способствующий смене фаз и этапов развития.

Конфликт между актуальным и реальным. Подобные конфликты обусловлены избирательностью сознания и особенностями психической деятельности в ситуации конфликта. Возникает противостояние реальной ситуации и возможностей человека в ней. Чаще подобные конфликты приводят к возникновению деформаций развития и к эмоциональным расстройствам.

Итак, внутриличностные конфликты в нормативном варианте, когда уровень внутреннего напряжения не превышает возможности субъекта, приводят к развитию внутреннего мира человека. В патологическом варианте, когда уровень психической напряженности превышает возможности человека, данные конфликты ведут к серьезным деформациям внутреннего мира и развития субъекта. Для профилактики негативных проявлений и последствий внутриличностных конфликтов важно создавать условия развития, в которых бы соотносились желания и возможности человека. При этом важно учитывать, что задачи развития ставит общество, оно же и определяет реализацию жизненной направленности человека, поэтому основным профилактическим средством патологических внутриличностных конфликтов является здоровая жизненная среда.

28 Характеристика основных видов внутриличностных конфликтов

Характеристика основных видов внутриличностных конфликтов

Внутриличностные конфликты мы рассматриваем как состояние внутреннего мира субъекта, характеризующееся:

• высокой степенью напряженности и осознанности смысложизненных представлений;

• необходимостью выбора способа жизнедеятельности;

• отсутствием субъективных возможностей для разрешения внутренней проблемы;

• низкой степенью включенности сознания в процесс разрешения внутренних проблем и противоречий развития;

• повышенной отрицательной эмоциональностью.

Иными словами, внутриличностный конфликт представляет собой внутреннее противостояние в душе человека различных составляющих внутреннего мира, которое воспринимается и эмоционально переживается человеком как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Читайте так же:  Нужно ли мужчине говорить о своих чувствах

Анализ сущностных характеристик феномена внутриличностного конфликта позволяет нам выделить следующие наиболее часто встречающиеся виды внутриличностных конфликтов.

Структурные конфликты , возникающие между осознаваемой и неосознаваемой структурами внутреннего мира человека; между структурными компонентами личности. Разрешение подобных конфликтов основано на воспитании культуры внутренней жизни человека и формировании умений соотносить мотивы, ценности и возможности.

Целевые конфликты возникают по типу противоборств целей внутреннего мира человека. Здесь ведущими компонентами являются: фиктивные цели (нереальные устремления, обусловленные прошлыми переживаниями); стремление к превосходству, которое выявляет невротизацию субъекта (в нормативном варианте человек имеет социально важные цели, а в невротическом конфликте человек стремится к самоуважению, силе, самовозвышению); чувство неполноценности и компенсация, которые в нормативном варианте мотивируют человека к более высокому уровню развития, а в условиях аномального развития ведут к формированию комплекса неполноценности или комплекса превосходства и др.

[2]

Конфликты представлений в своей основе имеют столкновение несовместимых представлений. Например, человек знает, что курить вредно, но продолжает курить. Снижение или снятие несовместимых представлений достигается с помощью дополнительных аргументов, убеждения, повторяемых доводов. В конфликт подобное состояние переходит при условии, что преодоление диссонанса переживается человеком как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности. Поэтому ее решение является тяжелым.

Конфликты абсолютизма , имеющие в своей основе стремление к свободе и бессознательную тягу к зависимости. Они характеризуются тем, что человек стремится к собственной независимости, но при этом культивирует какую-либо черту личности, аспект, фактор развития по типу: «только это и ничто другое мне не подходит» и тем самым вместо «независимости» вырабатывает поклонение собственной зависимости и ограниченности. Например, повышенный уровень амбиций приводит к восприятию других в качестве средств реализации собственных целей с позиций превосходства и исключительности, далее претензии возводятся в ранг абсолюта, и развивается высокомерие. Подобное состояние приводит к необходимости подтверждения собственной значимости в глазах окружающих, и человек перестает работать над собой, а занимается лишь взращиванием своего комплекса превосходства.

Конфликт смысла поступка . В его основе лежит столкновение между социальными намерениями и бессознательными психическими образованиями. Это столкновение разума и чувств по типу «опасно, нельзя, но хочу, но надо», то есть это столкновение позиции сознания и установок в неосознаваемой сфере психики.

Конфликт смысла «я» , возникающий в результате соотнесения собственных свойств с мотивами деятельности. Чаще всего он осуществляется как противостояние осознаваемых желаний и неосознаваемой самооценки (да, но не мое); противоречия жизнедеятельности, вытекающие из множества потребностей (одобрение, принятие, любовь и др.), а также из осознания (или его отсутствия) жизненных целей.

Конфликт самооценки . Стремление к адекватному соотношению самооценки и уровня притязаний на основе реальной достаточно критичной требовательности в плане оценки своих возможностей и спокойное отношение к неудачам и успехам. Здесь важно отметить, что низкая самооценка часто компенсируется высоким уровнем притязаний. При высокой самооценке, напротив, уровень притязаний занижается и, как следствие, в конфликте проявляются защитные формы поведения (избегание неудач). В ситуации адекватной самооценки уровень притязаний адекватен, а в мотивационной сфере отмечается симбиоз, способствующий конструктивному поведению.

Конфликты эмоциональности , возникающие в силу неудовлетворенности какой-либо стороной деятельности (операциональной, смысловой). Данные конфликты проявляются в негативной оценке деятельности как самой личностью (это нормативное явление онтогенеза), так и коллективом, администрацией, особенно в условиях психологической войны.

Достаточно часто подобные конфликты вызывают ряд соответствующих психосоматических заболеваний. Например, противоборство:

• между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью во власти продуцирует агрессию, которая подавляется из-за социальных установок. В результате развивается гипертония;

• между стремлением сохранить свободу и независимость и потребностью в защите и покровительстве способствует возникновению язвенной болезни;

• между достижением желаемого ценой нежелательных переживаний и отказом от желаемого, чтобы избежать этих переживаний; в подобных случаях чрезмерная напряженность вызывает астенизацию психики и нервный срыв.

Подобные конфликты берут свои истоки в детстве, когда у ребенка нагнетаются отрицательные эмоции: страхи, заблокированный гнев, обида и др. В подобных случаях эмоция блокирует нормальный энергетический обмен с окружающей средой и с другими людьми, как бы замыкая всю психическую деятельность субъекта на себе. Внешне это проявляется в защитных формах поведения, которые, в свою очередь, провоцируют окружающих к активному воздействию на источник неблагополучия в структуре данной группы, общности. Это зачастую приводит к серьезным нарушениям как на уровне физического тела, так и на уровне психической деятельности.

Конфликты внутреннего выбора , которые осуществляются как противоборство разных тенденций в самой личности по типу «хочу, но не могу», «надо, но не получается» и т.д. Это нормативные противоречия развития, которые выражаются в сомнениях, неуверенности и нерешительности. Важно, чтобы их разрешение осуществлялось на интеллектуальной, а не на эмоциональной основе, поскольку в ситуации преобладания эмоций человек может войти в ступор или «застрять» на данной ситуации или состоянии.

Конфликт между рациональным и эмоциональным имеет в своей основе действие подсознательной сферы мотивации, т.е обусловлен бессознательной частью психики и развивается в условиях ценностного кризиса. Данный конфликт пронизывает все структуры человеческой жизни: область верований, убеждений и оценок, отношений и взаимоисключающих стереотипов и др. Это нормативный акт жизнедеятельности человека, способствующий смене фаз и этапов развития.

Конфликт между актуальным и реальным. Подобные конфликты обусловлены избирательностью сознания и особенностями психической деятельности в ситуации конфликта. Возникает противостояние реальной ситуации и возможностей человека в ней. Чаще подобные конфликты приводят к возникновению деформаций развития и к эмоциональным расстройствам.

Итак, внутриличностные конфликты в нормативном варианте, когда уровень внутреннего напряжения не превышает возможности субъекта, приводят к развитию внутреннего мира человека. В патологическом варианте, когда уровень психической напряженности превышает возможности человека, данные конфликты ведут к серьезным деформациям внутреннего мира и развития субъекта. Для профилактики негативных проявлений и последствий внутриличностных конфликтов важно создавать условия развития, в которых бы соотносились желания и возможности человека. При этом важно учитывать, что задачи развития ставит общество, оно же и определяет реализацию жизненной направленности человека, поэтому основным профилактическим средством патологических внутриличностных конфликтов является здоровая жизненная среда.

9.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики и виды

Внутриличностный конфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противо­речивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт — это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:

Читайте так же:  Отношения сестер в семье

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаи­модействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одно­временно существующие в структуре личности разноплановые и про­тиворечивые интересы, цели, мотивы и желания;

3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В про­тивном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ — большее, а наказанию предпочитает награду;

4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

5) основу любого внутриличностного конфликта составляет си­туация, характеризующаяся:

• противоречивыми позициями сторон;

• противоположными мотивами, целями и интересами сторон;

• противоположными средствами достижения целей в данных усло­виях (например, преследуется цель — победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе — «не убий»);

• отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потреб­ности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Следует также добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутрилич­ностный конфликт может быть не только осознанным, но и неосоз­нанным, что не делает его менее значимым.

Виды внутриличностных конфликтов:

1. Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности мо­гут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действи­ям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэто­му не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

2. Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудитель­ным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.

Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3. Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых ин­стинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к не­медленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает мораль­ные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.

3. Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта зак­лючается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм.

В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единствен­ным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восста­новить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.

Внутриличностный конфликт и его характеристика

Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Такие конфликты являют собой противостояние 2 начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Для описания конфликтов этого вида в психологии используются понятия интрапсихические, внутренние, личностные, внутриличностные, интрасубъектные, персональные или психологические. Все эти термины употребляются как синонимы. Воспользуемся понятием внутриличностный конфликт.

Отечественные исследователи (См., например, Н.В. Гришину, Ф.Е. Василюка, А.. Кармина и др.) подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи со внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.

    1. Психодинамические (интрапсихические) концепцииопираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни.
    2. Ситуационные подходы,опирающиеся на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств в работахбихевиористовД. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.
    3. Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена в работах К. Роджерса; А. Маслоу; К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера.

Т.е. решение вопроса о том, что сталкивается — связано с общей методологической ориентацией исследователя. Эти общие парадигмы сливаются у некоторых авторов в синтетические концепции, которые становятся в большей или меньшей степени эклектичными.

Внутриличностный конфликт- этоострое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений. Э. Шостром сравнивает ситуацию конфликта с двухпартийной системой демократии: В каждом из нас заложена такая двухпартийная система, при которой одна часть у власти, другая в лояльной оппозиции. Но оппозиция может предполагать не только контроль и критику, но и жесткую бескомпромиссную борьбу, т.е. конфликт.

Специфика внутриличностного конфликта состоит в следующем:

    1. особенность структуры конфликта отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
    2. специфичность форм протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
    3. латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Внутриличностные конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

    • результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
    • возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).

Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:

    • психологическое равновесие внутреннего мира личности;
    • нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими;
    • невозможность реализации планов и программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.

Показатели внутриличностного конфликта

по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову:

Когнитивная сфера: противоречивость образа я; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Условия возникновения внутриличностного конфликта:

Личностные условия связаны с возможностью осознания существующего противоречия:

    • актуализация сложности внутреннего мира личности (при ее наличии);
    • сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
    • высокий уровень развития чувств и ценностей;
    • сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

Т.е. конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

    • внешние: борьба с природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;
    • внутренние: противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.
Читайте так же:  Деятельность теория личности

Типология критических жизненных ситуаций (См. Ф.Е. Василюк):

Тип критической ситуации Онтологическое поле Тип активности Внутренняя необходимость Нормальные условия
Стресс Витальность Жизнедеятель-ность организма Здесь-и-теперь удовлетворение Непосредственная данность жизненных благ
Фрустрация Отдельное жизненное отношение Деятельность Реализация мотива Трудность
Конфликт Внутренний мир Сознание Внутренняя согласованность Сложность
Кризис Жизнь как целое Воля Реализация жизненного замысла Трудность и сложность

Таким образом, в отечественной литературе существует понятие критической ситуации, которое определяется как ситуация невозможности, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретное описание и работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Здесь становится понятным, что конфликт признак довольно сложной душевной организации личности. Что следует из последующей разработки Ф.Е. Василюком факторов корреляции сложности и трудности жизненного мира личности и типов критических ситуаций, характерных для нее:

Жизненный мир
Внутренний Внешний
Простой Легкий Трудный
Инфантильный жизненный мир Реалистичный жизненный мир
Стресс (= кризис) Стресс Фрустрация (= кризис)
Сложный Ценностный жизненный мир Творческий жизненный мир
Стресс Конфликт (= кризис) Стресс Фрустрация Конфликт Кризис

Под стрессом понимается ответная реакция организма на специфическое воздействие внешней среды, связанное с угрозой, нарушающее адаптацию, контроль и препятствующее самоактуализации. Для существа легкого и простого жизненного мира любое самое незначительное нарушение стремления к здесь-и-теперь удовлетворению представляет собой критическую ситуацию, т.е. постановку под вопрос всего существования, так как любая самая простая частная неудовлетворенность мгновенно перерастает в психологическую катастрофу. Следовательно, изнутри для всякого инфантильного существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике данного человека, чем более она определяет его мироощущение, тем больше вероятность, что любая ситуативная неудача или неприятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис. Вес инфантильной установки в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально — характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям.

В простом и трудном мире происходит дифференциация стресса и кризиса за счет выработки механизма терпения надежды, назначение которого как раз и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным существование стресса как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной кризису. Это объясняется тем, что при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется как единственная, вся жизнь, подчиненная удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений с внешним миром. Но эти отношения протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший во внутреннем мире предыдущий за счет увеличения его побудительности по сравнению с предшествующим) не может быть реализован.

Субъект легкого и сложного жизненного мира, как и предыдущий индивид, испытывает стресс как самостоятельное психическое явление. Но этот стресс скорее связан с пониманием каждого жинзненного устремления или отношения как вечного и единственного (по принципу это навсегда). В условиях сложного мира такое стремление постоянно ущемляется сознательно ценностными иерархизациями жизненных отношений, которые учитывают это и то, распределяя их во времени сначала потом. Механизмами совладания со стрессом являются:

    • снижение значимости существующего мотива (ничего страшного);
    • переключение на другое жизненное отношение (свет клином не сошелся, есть и получше);
    • терпение (скоро пройдет, время лечит);
    • надежда (будет и на нашей улице праздник).

Первые два механизма смиряют аффекты, борясь со стрессом в данной категории жизненного мира. За их пределами начинается конфликт. Но конфликт для этого субъекта становится нарушением единства всей системы сознания. Ибо для такого субъекта нет других ситуаций или будущего, как это свойственно для трудного мира. Никаких там и тогда для него не существует: его жизнь сжата в точку здесь-и-сейчас, а хронотоп представлен как нигде-и-никогда (если не здесь, то нигде, если не сейчас, то никогда). Понятно, что такое состояние и есть кризис.

И только в сложном и трудном мире происходит полная дифференциация всех психологически трудных ситуаций стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Это связано с тем, что между мирами существует закономерное отношение включенности: реалистический и ценностный миры включают в себя инфантильный, а закономерности творческого мира включают в себя все предыдущие. Однако, при общем условии подчиненности включенных миров, субъект, конгруэнтный сложному и трудному миру, может время от времени соскальзывать к закономерностям более низших форм (проваливаться в так называемый микрокризис как на уровне стресса, так и на уровне фрустрации или конфликта). Такие временные соскальзывания соответствуют существованию на других уровнях жизненных миров легкого и/или простого. Для их преодоления необходимо вернуться в состояние сложного и трудного жизненного мира, где сложившаяся ситуация может выглядеть как критическая, но перестает быть кризисной.

Такова позиция рассмотрения конфликта в отечественной психологии. Западная традиция иначе рассматривает это явление. Обратимся к конкретным типам внутриличностного конфликта, изученным в современной конфликтологии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Мы и наша семья. — М.: Молодая Гвардия, 2017. — 367 c.

  2. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 144 c.

  3. Диана, Ричардсон Сердце тантрического секса. Уникальный путеводитель к любви и сексуальной радости / Ричардсон Диана. — М.: София, 2011. — 554 c.
  4. Гретхен Рубин Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.
  5. Иванова, Ольга Сила баланса. Обретение себя и стабильного брака. Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (+ CD). Путь Четырех. Часть 1. Создайте баланс стихий в своей жизни (комплект из 3 книг) / Ольга Иванова , Ошо, Дебора Липп. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
Внутриличностный конфликт характеристика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here