Высокий уровень тревожности

Самое важное по теме: "высокий уровень тревожности" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Анализ и интерпретация полученных данных

«Сырые» баллы по итогам проведенного тестирования, полученные с использованием отобранных психодиагностических методик, представлены в Приложении 5. Рассмотрим результаты их математико-статистической обработки.

На Рисунке 1 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня ситуативной тревожности (по результатам методики Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина).

Рисунок 1. Доля учащихся с низким, умеренным и высоким уровнями ситуативной тревожности, %

Согласно полученным данным, среди выборки учащихся подросткового возраста более половины респондентов (53,36%) характеризуются умеренным уровнем ситуативной тревожности. Данный уровень тревожности считается наиболее адаптивным, способствующим достижению высоких результатов.

Более одной четвертой части выборки (28,34%) характеризуется высоким уровнем ситуативной тревожности. По-видимому, данные учащиеся на момент проведения исследования находились в состоянии стресса и переживали такие эмоции, как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность.

Менее одной пятой выборки (18,30%) характеризуется низким уровнем ситуативной тревожности. Данные учащиеся могут быть охарактеризованы как слабо мотивированные на учебную деятельность и участие в проводимом исследовании.

На Рисунке 2 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня личностной тревожности (по результатам методики Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина).

Рисунок 2. Доля учащихся с низким, умеренным и высоким уровнями личностной тревожности, %

Согласно полученным данным, почти половина выборки учащихся подросткового возраста (48,33%) характеризуется умеренным уровнем личностной тревожности. Это позволяет охарактеризовать их как способных к адекватному восприятию стимулов внешней среды, что является условием эффективной деятельности.

Также около половины выборки учащихся подросткового возраста (48,33%) характеризуется высоким уровнем личностной тревожности, что свидетельствует о наличии у них предрасположенности к расцениванию большого числа нейтральных ситуаций как опасных для самооценки и самоуважения.

Только 3,33% респондентов отличаются низким уровнем личностной тревожности, что позволяет сделать вывод о слабо развитой ответственности и низкой заинтересованности в результатах решения различных жизненных задач.

На Рисунке 3 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня личностной тревожности (по результатам методики А.М.Прихожан).

Рисунок 3. Доля учащихся с низким, средним и высоким уровнями личностной тревожности, %

Согласно полученным данным, большая часть респондентов (65,00%) характеризуется средним, наиболее адаптивным уровнем личностной тревожности. Примерно одна пятая часть респондентов (21,67%) характеризуется низким уровнем личностной тревожности. 13,33% респондентов отличаются высоким уровнем личностной тревожности.

Помимо выявления общего уровня личностной тревожности, методика А.М.Прихожан предполагает также возможность выделить области действительности, в наибольшей степени вызывающие тревогу у респондентов. Рассмотрим средние значения показателей частных шкал данной методики (Рисунок 4).

Рисунок 4. Средние значения показателей частных шкал методики А.М. Прихожан среди выборки учащихся

Согласно полученным данным, все средние значения находятся в границах нормы. Однако наиболее высокой в данной выборке является магическая тревожность (Хср.=5,57 стена). Обследованные подростки в наибольшей степени склонны испытывать тревогу в ситуациях, связанных с потусторонними силами, различными предрассудками и приметами. Наиболее низким средним значением в данной выборке характеризуется самооценочная тревожность (Хср.=4,35 стена). Обследованные подростки в наименьшей степени склонны к тревоге в ситуациях сравнения себя с другими людьми или при выполнении деятельности, предполагающей вынесение оценки.

Рассмотрим особенности саморегуляции в выборке учащихся. На Рисунке 5 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня развития способности к саморегуляции (по результатам методики В.И.Моросановой).

Рисунок 5. Доля учащихся с низким, средним и высоким уровнями развития способности к саморегуляции, %

Согласно полученным данным, наибольшая часть респондентов (43,33%) отличается высоким уровнем развития способности к саморегуляции. Учащиеся с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

Примерно одна пятая часть респондентов (21,67%) отличается низким уровнем развития способности к саморегуляции. У учащихся с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно, успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Еще 35,00% респондентов отличаются средним уровнем развития способности к саморегуляции, что свидетельствует о нестабильности как в процессе овладения новыми видами деятельности, так и при решении привычных задач.

Помимо измерения уровня развития общей способности к саморегуляции, методика В.И.Моросановой предполагает также возможность определения преобладающих стилей саморегуляции произвольной активности и регуляторно-личностных свойств. Рассмотрим уровень выраженности стилей саморегуляции поведения в выборке учащихся (Рисунок 6).

Рисунок 6. Средние значения показателей частных шкал методики В.И. Моросановой среди выборки учащихся

Согласно полученным данным, все показатели находятся в рамках нормативных значений. Исключением является только среднее значение показателя самостоятельности (Хср.=6,47 балла), немного превышающее верхнюю границу нормы. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности, о способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Средние значения показателей стилей саморегуляции практически не отличаются, однако наиболее высоким среди них является показатель программирования (Хср.=6,17 балла). Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого результата.

Читайте так же:  Как расстаться с любимым мужем

На Рисунке 7 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня развития способности к волевой саморегуляции (по результатам методики А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана).

Согласно полученным данным, большая часть респондентов (78,33%) отличается уровнем развития способности к волевой саморегуляции ниже среднего, на основании чего мы можем охарактеризовать учащихся как чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Рисунок 7. Доля учащихся с уровнями развития способности к волевой саморегуляции ниже и выше среднего, %

[3]

Только одна пятая часть выборки (21,67%) характеризуется уровнем развития способности к волевой саморегуляции выше среднего, что свидетельствует об эмоциональной зрелости, активности, независимости, самостоятельности. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Помимо измерения уровня развития общей способности к волевой саморегуляции, методика А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана предполагает также возможность определения степени выраженности настойчивости и самообладания. Рассмотрим средние значения данных показателей в выборке учащихся (Рисунок 8).

Рисунок 8. Средние значения показателей частных шкал методики А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана среди выборки учащихся

Согласно полученным данным, и настойчивость, и самообладание в данной выборке учащихся характеризуются уровнем развития ниже среднего (соответственно, Хср.=5,92 балла и Хср.=5,20 баллов). Низкие значения по шкале настойчивости свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм. Низкие значения по шкале самообладания говорят о спонтанности и импульсивности в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, что ограждает человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствует невозмутимому фону настроения.

Обобщая полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что большая часть обследованных учащихся подросткового возраста характеризуется умеренным уровнем личностной и ситуативной тревожности, а также высоким уровнем развития общей способности к саморегуляции, в структуре которой в наибольшей степени выделяются стиль программирования и такое регуляторно-личностное свойство, как самостоятельность. При этом уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован как попадающий в зону значений ниже среднего. По-видимому, саморегуляция, основанная на волевых способностях, является наиболее сложным инструментом самоконтроля для учащихся подросткового возраста, возможно — в силу доминирования эмоций в детерминации поведения представителей данной возрастной группы.

Основной целью данной работы является определение особенностей саморегуляции у учащихся с высоким уровнем тревожности. Для выделения среди выборки групп с различными уровнями тревожности нами был проведен кластерный анализ (Приложение 6). Нами были выделены три группы; средние значения показателей тревожности в трех группах представлены в Таблице 2.

Средние значения показателей тревожности в трех группах учащихся

Высокий уровень тревожности

Особенности современных условий жизни, быстрые темпы развития интеллектуальных программ, переход на студенческую жизнь, рост значимости информации обуславливают повышенные требования к молодому организму. Однако многие аспекты умственного и психоэмоционального перенапряжения изучены еще недостаточно. Одним из факторов риска возникновения отклонений в психическом состоянии студента являются сдвиги в уровнях личностной и ситуативной тревожности [1]. Это характеризуется наличием определенных затруднений в усвоении учебного материала. У студентов при этом наблюдаются различной степени выраженность невротических расстройств (снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникают в период экзаменационных сессий или рубежного контроля.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Выделяют два вида тревожности – ситуативная, или реактивная (РТ) и личностная (ЛТ). Реактивная тревожность – показатель интенсивности переживаний, которая возникает по отношению к типичным событиям. Реактивная, или ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Личностная тревожность – готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность – это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой личности. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень «полезной тревоги» [2,3].

Студенческий возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования были учащиеся первого курса КазНМУ в количестве 70 человек, из них 22 юношей и 48 девушек. Общий возраст: от 17 лет до 19 года. Для исследования были выбраны периоды, характеризующиеся наиболее заметными изменениями в тревожности: в обычный учебный день, перед рубежным контролем и после.

Читайте так же:  Стали жить лучше путине

1) Степень выраженности тревожности по шкале оценки личностной тревожности Ч. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Шкала состояла из 20 вопросов.

Показатель ситуативной (реактивной) тревожности подсчитывался по формуле:

где Е1 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Е2 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.


Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более – тревожность высокая. [4-6].

2) Для оценки личностной тревожности использовался тест: Самооценка функционального состояния (САН – самочувствие, активность, настроение).

Тест САН разработан сотрудниками I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), состоящей 30 пар полярных признаков, отражающих особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4, оценки превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования уровня ситуативной тревожности (далее СТ) студентов представлены в табл. 1.

Отличие личностной и ситуативной тревожности

Все люди реагируют на ситуации, которые несут угрозу или имеют неизвестный исход. Кроме того, каждый человек имеет индивидуальный уровень нервной возбудимости. Указанные реакции в психологии обозначаются как ситуативная тревожность и личностная тревожность. Эти явления тесно взаимосвязаны друг с другом, но имеют существенные различия.

Понятие тревожности

Склонность переживать сильную напряжённость по незначительным поводам называют тревожностью. Это психологическое своеобразие темперамента личности имеет индивидуальные черты у каждого человека. Рассматриваемое явление также можно определить следующим образом — ситуативное состояние эмоциональной напряжённости, активно влияющее на поведение и самочувствие.

Психологи склоняются к мнению, что тревожность имеет частично приобретённую, частично врождённую природу. Такая особенность темперамента формируется благодаря сочетанию:

  • генетических характеристик;
  • внутренних конфликтов оценочного характера;
  • неправильных действий родителей, воспитателей, педагогов.

[2]

Ряд исследователей считает, что причина формирования психологической характеристики кроется в ранее пережитых отношениях, с неблагоприятным опытом.

Виды тревожных состояний

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Существует 2 вида тревожности:

  1. Личностная (ЛТ) или активная (АТ).
  2. Ситуативная (СТ) или реактивная (РТ).

Выделяют также понятие нормальной тревожности (НТ). Это уровень напряжения конкретного человека, основанный на опыте. Механизм НТ направлен на своевременную мобилизацию систем организма на случай наступления неблагоприятных условий. НТ считается естественной чертой, которая свойственна всем психически здоровым людям.

Выходящая за рамки нормы реакция выражается в дезорганизационном воздействии на личность потенциальных неблагоприятных развитий. Человек становится беспомощным, неуверенным в своих силах, его поведение теряет смысловую целенаправленность, снижается активность.

Уровень тревожности зависит от следующих факторов:

  • индивидуальных психологических особенностей;
  • предрасположенность психики к переживаниям;
  • ранее пережитый опыт;
  • особенности культурной, социальной среды.

Термины активная и реактивная тревожность используются в психологии для определения степени вовлечённости личности в происходящие события. РТ даёт характеристику реактивности, т. е. позволяет оценить вовлечённость, погружённость черт личности в происходящие внутренние и внешние процессы.

АТ позволяет оценить активность личности в формировании свойств характера. Это один из признаков типа темперамента (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).

Особенности ситуативной тревожности

Временное, типичное состояние напряжённости психики, выражающееся в реакции на конкретную угрозу, носит название ситуативной тревожности. Она сказывается на реакциях человека:

  1. Происходит «застревание» в негативных переживаниях.
  2. Присутствует постоянное чувство вины, невыполненного долга.
  3. Возникает преувеличенное переживание относительно мелких житейских проблем.
  4. Ярко проявляется нерешительность.
  5. Формируется заниженная самооценка.
  6. Возникает ощущение постоянного беспокойства, неуверенности в завтрашнем дне.

Особенности личностной тревожности

Такое явление служит устойчивой чертой характера человека. Личностная тревожность — обусловленная недействительной ситуацией, а представляемая личностью, эмоциональная реакция ожидания опасности от возможных последствий событий, предчувствие возможной неудачи, воображаемая угроза.

Конкретная ситуация для каждого человека вызывает различные эмоциональные реакции. Одни люди будут видеть смыслы и значения, достаточные для сильной ЛТ. Другие — в аналогичной ситуации будут абсолютно спокойны, для них событие не представляется выходящим за нормальные рамки.

Для ЛТ характерно восприятие объективно безопасного события в качестве угрожающего и опасного.

  1. Внутренняя травмирующая ситуация.
  2. Эмоциональный срыв.
  3. Психосоматическое заболевание.

Личностная тревожность проявляется в следующих негативных установках:

  • низкая эмоциональная устойчивость;
  • недостаточная степень адаптации к социуму;
  • низкий уровень активности;
  • отсутствие целеустремлённости в достижении успехов, неверие в собственные силы;
  • озабоченность последствиями своих действий;
  • ожидание неудач и провалов, выливающееся в излишнюю предосторожность.

ЛТ имеет и свои положительные признаки. Люди с такими особенностями темперамента обязательны и исполнительны. Они внимательно и ответственно подходят к выполнению своих обязанностей, постоянно сомневаются и перепроверяют сделанное, что снижает вероятность ошибок.

Взаимосвязи и различия

Главное различие СТ и ЛТ заключается в том, что:

  • первое проявление — объективная реакция на конкретное событие;
  • второе проявление — субъективное состояние, влияющее на принятие решений и стратегию поведения, которое может не соответствовать реальным масштабам угрозы.

Простым языком — ситуативная тревожность подразумевает общие закономерности развития реакции на различные события и ситуации, а ЛТ определяет индивидуальные особенности реакции людей на одни и те же события. Оба явления тесно взаимосвязаны и психологи рассматривают их во взаимосвязи.

Личностная тревожность развивается из ситуативной, при частом столкновении человека с последней. Она часто проявляется как ситуативная тревожность. По этой причине при устранении проявлений тревожности обязательно оценивается степень личностных и ситуативных проявлений.

Читайте так же:  Депрессия взять себя в руки

Рекомендации по борьбе с тревожностью

Уровень СТ и ЛТ рассчитывается с помощью психологического теста Спилберга — Ханина. Человек отвечает на 40 вопросов (по 20 вопросов на определение шкалы ЛТ и РТ). На основе результатов теста определяется степень тревожности.

Тест активно применяют не только в психологии, он отлично подходит для самоанализа. Результаты позволяют оценить состояние. По результатам формируются рекомендации по личностному развитию.

При высокой степени СТ и ЛТ в конкретной ситуации необходимо снизить субъективную значимость события или задачи, т. е. значимость действия, его результата для человека. Акцент переносится на формирование чувства уверенности в успехе, сосредоточенности на детальном продумывании действий для выполнения задачи. При низкой степени СТ и ЛТ внимание нужно акцентировать на чувстве ответственности, возможных последствиях.

Тревога и тревожность. Обзор некоторых подходов.

Словарное определение тревоги в психологии – это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Более расширено тревогу можно определить как экзистенциональный страх, одну из благотворных сил, дающих возможность человеку перейти из повседневного бытия в экзистенциональный план, в мир свободной воли.

Трево­га – реакция на грозящую опасность, ре­альную или воображаемую, эмоциональ­ное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределен­ным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность, в отличии от тревоги — индивидуальная психо­логическая особенность, состоящая в по­вышенной склонности испытывать беспо­койство в различных жизненных ситуаци­ях, в том числе и тех, объективные харак­теристики которых к этому не предраспо­лагают.

Тревожность, по мнению Анны Михайловны Прихожан, известнейшего исследователя тревоги и тревожности — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. А.М. Прихожан рассматривает тревожность как эмоционально-личностное образование, имеющее когнитивный (мышление, память, восприятие), эмоциональный и операциональный (поведение) аспекты. Тревожность характеризуется чувством тревоги, находящимся в одном ряду предвосхищающих эмоций, таких, как страх и надежда. Различают эмоциональное состояние тревожности и тревожность – эмоциональную устойчивую черту, индивидуальную особенность, проявляющуюся как склонность к интенсивным и частым переживаниям состояния тревоги.

Ощущается тревожность напряжением, озабоченностью, беспокойством, нервозностью и переживается как неопределенность, беспомощность, бессилие, незащищенность, одиночество, грозящая неудача, невозможность принятия решения и т.п. Тревожность сопровождается усилением частоты сердечных сокращений, увеличением циркуляции крови, повышением артериального давления, увеличением общей возбудимости, снижением порогов чувствительности, приобретением негативной эмоциональной окраски нейтральными ранее стимулами.

Тревожность как личностная черта подразделяется на тревожность специфическую (как пример: тестовая или межличностная) и генерализованная (общая) меняющая свои объекты с изменением их значимости для человека.

Следует различать тревогу и страх. Согласно одному подходу страх – реакция на реальную, конкретную опасность, тревога – чувство, вызванное смутной, неопределенной безобъектной угрозой, преимущественно воображаемого характера. В другом подходе страх и тревожность различаются как переживания угроз витального и социального характера соответственно. Есть третий подход, в котором страх – фундаментальная эмоция, а тревога – производная от страха, комбинированная с другими базовыми эмоциями.

Источниками устойчивой тревоги, по мнению А.М. Прихожан, могут служить не только внешняя длительная стрессовая ситуация и внутренний психологический или физиологический источник, но и сочетание внешнего и внутреннего источника стресса с его субъективной оценкой. Состояние страха – тревоги может быть рассмотрено как «психологический эквивалент любого конфликта». Конфликт в этом случае определяется как противоречие между оценкой человеком ситуацией как угрожающей и отсутствием средств, чтобы ее преодолеть (избежать).

Иногда тревожность рассматривается как результат внутреннего конфликта. Первым такому подходу следовал З. Фрейд. Он видел внутренний конфликт как противоречие между психическими структурами невротического характера, одной стороной которого является бессознательное. В бессознательное вытесняются либидозные (огрубляя, сексуальные) инстинкты. Тревожность вызывает связанный с защитой вытеснения аффект (сильную эмоциональную реакцию).

[1]

В отечественной психологии тревожность как проявление внутреннего конфликта рассматривал В.Н. Мясищев. Для него внутренний конфликт представлял собой особое сочетание субъективных и объективных факторов, нарушающих значимые отношения личности, сопровождающихся устойчивым переживанием эмоционального напряжения. Интенсивность этого переживания (по сути, переживание тревоги) зависит от личной субъективной значимости нарушаемых отношений. Особую роль играют противоречия между наличествующими личными возможностями и требованиями действительности. Для профилактики и преодоления тревожности П.В. Симонов предлагал уделять внимание не коррекции требований или переоценке (переинтерпретации) ситуации, а обеспечению «Вооруженности». Проблемы по Симонову надо решать ибо длительное сохранение внутриличностного конфликта приводит к сохранению и усилению тревожности.

Д.С.МакКлеланд связывал тревогу с внутренним конфликтом самооценочного типа и ставил ее в зависимость от гармоничности представления о себе. Наличие противоречий в образе «Я», дисгармоничных представлений о себе, приводит к снижению «силы Я», к фрустрации и, как следствие, к переживанию тревоги.

Великий Карл Роджерс рассматривал тревогу как переживание состояния скованности, напряженности с неосознаваемой причиной. Актуальный опыт индивида, могущий представлять угрозу для его «Я концепции» (совокупности представлений индивида о себе, его эмоциональное отношение к себе) вытесняется в бессознательное. В сознании тревога проявляется как символ угрозы, которая есть отражение неконгруэнтности (несоответствия) «Я-концепции» и актуального опыта. Это неконгруэнтность может проникнуть в сознание, и собственно подпороговое ощущение возможности этого проникновения порождает тревогу. Тревога – сигнал того, что человек искажает восприятие реальности, чтобы сохранить привычное представление о себе. Люди, испытывающие конфликт между «Я-реальным» (представление о себе, как есть) и «Я-идеальным» (представление о себе каким бы я хотел бы быть в идеальных условиях) испытывают так называемую «хронизированную» тревожность. Для преодоления внутреннего конфликта и снятия тревожности К. Роджерс предлагает «клиент-центрированную» терапию в результате которой, клиент переживает чувства, прежде недопускаемые в сознание и расширяет ими свою «Я-концепцию».

Читайте так же:  Между пессимистом и оптимистом

Ряд исследований был посвящен психологическим образованиям, в которые тревога входит как составляющая. В частности, исследовалось такое явление как «эффект неадекватности», возникающий из-за конфликта самооценки и уровня притязаний.

Великий Фриц (позже Фредерик) Перлз рассматривал тревогу как порождение конфликта постоянных двух тенденций в развитии личности: тенденции к актуализации «я-концепции» и самоактуализации. Тенденция к самоактуализации стремление человеком стать тем, что он есть, а в стремлении актуализировать «я-концепцию» человек стремиться стать некоторым оторванным от реальности идеалом.

Были исследования советских психологов, берущие свое начало еще от школы Курта Левина о тревожности, связанной с рассогласованием уровней самооценки и притязаний. Это рассогласование препятствует выбору деятельности, целей поведения, что ведет к переживанию внутреннего дискомфорта, напряженности, что в свою очередь, вызывает тревогу. Сила тревожности зависит от рассогласования высотных характеристик уровней самооценки и притязаний. А.М. Прихожан в развитие указанных взглядов уточнила, что тревожность связана с неблагоприятными типами самооценки, с неблагополучными соотношениями уровней самооценки и притязаний, когда уровень самооценки оказывается выше уровня притязаний. Уровень тревожности увеличивается с уровнем осознания такого соотношения. Переживание тревоги зависит от влияния защитных механизмов. Конфликт между уровнем самооценки и уровнем притязаний ведет к повышенному стремлению к успеху, к затрудненности в оценке успеха, к сомнениям, колебаниям, двойственности в оценке успеха, и это препятствует переживание удовлетворения потребностей и к увеличению тревожности.

Как снизить тревожность?

Чувство беспокойства и тревоги периодически испытывает 60% населения планеты. Тревожностью люди называют ощущение дискомфорта на уровне физиологии. Это чувство проявляется внезапно, застает врасплох и отзывается в мыслях и настроении. Тревожностью непросто управлять, но снизить ее уровень можно.

Тревожность: что это?

Тревожность – психологическое состояние человека, вызывающее ощущение дискомфорта в грудной клетке и другие неприятные реакции организма. Негативное самочувствие на физиологическом уровне проявляется в виде спазмов в области живота, чрезмерной потливости, учащенного сердцебиения. Чувство тревожности иногда достигает такого уровня, что становится похожим на проявления панической атаки.

Тревожность часто отожествляют со стрессом. Однако эти ощущения представляют собой разную суть. Стрессовое состояние вызывается исключительно внешними причинами. Тревожность – чувство внутреннего внезапного дискомфорта. Стресс – результат обстановки в которую попадает человек (собеседование, вечеринка в незнакомой компании, экзамен и т.д.). Тревога возникает без видимых на то причин.

Причина тревожности в основном кроется в семейных ситуациях, которые травмируют психоэмоциональный фон человека, вызывая беспокойство. Предпосылкой тревожности может стать чувство вины, причем не всегда оправданной. Часто ощущение дискомфорта передается от окружающих, их негативных рассуждений, мировоззрения и нетерпимости.

Тревожность становится отправной точкой к появлению комплекса неполноценности. Беспокойство вызывает страхи, фобии и другие состояния, мешающие жить полноценно. Правильное отношение к чувству тревоги сделает его плацдармом для преодоления переживаний и достижения позитивных высот.

Как проявляется тревожность?

Повышенная тревожность – распространенная причина обращения к психотерапевту, но разобравшись в сути ощущения, причиняющего дискомфорт, снизить ее можно самостоятельно.

Для проявления тревожности видимых внешних обстоятельств не существует. Бывают ситуации, когда беспокойство и опасения даже полезны, но, если тревожность проявляется повсеместно – это повод задуматься и принять меры по снижению ее влияния.

Наиболее часто тревожность проявляется перед знаменательным событием или при принятии серьезного решения. Ее называют ситуативной тревожностью. Это ощущение абсолютно нормально и не требует принятия мер по избавлению. Ситуативная тревожность помогает сделать правильный выбор, оценить ситуацию с разных сторон и понять, какое действие в результате принесет наибольшую пользу. Такая тревожность исчезает без следа после того, как вызвавшее ее событие исчерпано.

Тревожность проявляемая, когда наступление событий, вызывающих беспокойство не очевидно, сложнее. Человек переживает, допустим, по поводу вероятного увольнения, предательства или тяжелого заболевания, хотя возможность того, что ситуация сложится именно так минимальна. Такая тревожность не оправданна и предпосылок для нее нет. Когда окружающие люди пытаются успокоить человека и убедить в том, что для тревоги, страха и беспокойства нет причин, срабатывает модель общения «да, но…». Человек сам себя накручивает еще больше и чувство тревоги только усиливается. В лучшем случае должно прийти осознания чрезмерности беспокойства. Тогда возникает закономерный вопрос: как снизить тревожность и радоваться счастливому настоящему?

В общепринятом смысле повышенный уровень тревожности проявляется в постоянном ожидании отрицательных событий. Пессимистичное настроение человека приводит к бессонницам и негативным мыслям. В состоянии тревоги человек растерян. Каждое событие повседневной жизни вызывает стресс и неприятие. С человеком, который страдает повышенной тревожностью невозможно общаться. Он не видит ничего позитивного в окружающем мире. От повышенного беспокойства нужно избавляться. Как же снизить повышенную тревожность?

Способы снижения тревожности

Когда тревога становится регулярным ощущением и не исчезает после события, вызывающего стресс, от нее нужно избавляться. Три основные методики снижения тревожности помогут преодолеть это чувство.

Изменение образа жизни

Стоит начать с изменения привычного рациона питания. Некоторые продукты в меню усиливают тревогу и беспокойство. Пересмотрите использование таких продуктов, как:

Кофе. Сложно представить себе пробуждение без этого распространенного по всему миру энергетика. Однако кофеин стимулирует возникновение беспокойства. Заменить излюбленный кофе можно на чай без содержания кофеина или на воду с лимоном.
Крахмал и сахар. Десерты и выпечка с высоким содержанием крахмала и сахара часто рассматриваются как продукты, используемые для помощи борьбы со стрессом и раздражительностью. Резкие скачки сахара в организме, напротив, оказывают неблагоприятное воздействие на организм и настроение. Замените десерты на фрукты.
Алкогольные напитки. После рабочего дня полного стресса и трудностей многие люди расслабляются за бокалом горячительных напитков. Алкоголь действительно снижает раздражительность и дает желанное расслабление, но это ощущение временно. Выпивать нужно умеренно, чередуя стаканчик спиртосодержащего напитка с чистой водой.

Читайте так же:  Этапы адаптации ребенка

Стабилизировать настроение помогут продукты, содержащие полезные вещества и витамины:

Черника и пальмовые ягоды содержат антиоксиданты, необходимые для снижения стресса и тревожности. Ягоды улучшат настроение и гормональный фон.
Рыба, хлеб с отрубями, темный шоколад и другие продукты, содержащие магний, помогают в борьбе с тревожностью. Рекомендуемая доза магния необходима для поддержания позитивного настроения.
Кефир и корейская капуста – продукты, содержащие нейромедиаторы. Они действуют как успокоительное и улучшают сон.

Спорт – не только способ поддержания стройности и улучшения фигуры, но и замечательный помощник в борьбе с психологическими расстройствами. Упражнения, ослабляющие беспокойство и тревожность:

Кардиоупражнения (бег, скакалка и т.д);
Езда на велосипеде;
Тяжелая атлетика и другие направления, воздействующие на рост мышечной массы;
Йога в успокаивающей обстановке.

Если регулярное занятие спортом не для вас, чаще гуляйте в парках. Это тоже физическая нагрузка, которая сохранит приподнятое настроение.

Кроме спорта, справится с тревогой поможет дыхательная гимнастика. Медленное и глубокое дыхание мгновенно снижает беспокойство и тревожность. Чтобы избавиться от тревожности вы должны медленно вдохнуть, задерживая воздух в легких, не более восьми раз в минуту.

Тревожность и беспокойство возрастают, если человек не имеет занятия, которое отвлечет от жизненных неурядиц. Выделяйте хотя бы 15-20 минут на то, что вас успокаивает. Это может быть что угодно: чтение, вышивание, кройка и шитье, танцы. Посещайте курсы по интересующему занятию. Во время занятия хобби не думайте о событие, возвращающем негативные мысли и беспокойство. Растворяйтесь в любимом деле полностью. Такая отдушина справится не только с текущей тревожностью, но и не позволит беспокойству овладеть вашей жизнью в долгосрочной перспективе.

Научитесь расслабляться в домашних условиях. Принимайте горячие ванны, слушайте релаксирующую музыку. Сделайте дом настоящим убежищем от стресса и тревоги.

Давайте себе передышку и не переутомляйтесь. Постоянная работа на дому, бесконечные встречи с друзьями и потакание всем просьбам возможно и улучшают определенные сферы вашей жизни, но и непременно приводят к стрессу и беспокойству. Научитесь говорить «нет» и отдыхать.

Высыпайтесь. Сон – лучшее лекарство и от тревожности в том числе. Засыпайте и просыпайтесь в одно и то же время. Здоровый и регулярный сон помогает организму избавится от избытка гормона, вызывающего нервозность и тревогу.

Ментальные способы борьбы с тревожностью

Тревогу вызывают определенные ситуации, которые человек может взять под контроль. Разберитесь с источниками тревоги и беспокойства и определите, что из этого списка можно контролировать. Заведите журнал, в который запишите все причины негативного настроения. Записывая мысли, вы можете обнаружить источник тревоги, о котором раньше не подозревали. Даже если причина неподконтрольна вам, то, как вы к ней отнесетесь вполне в вашей власти. Из любой неприятной ситуации есть выход. Иногда, чтобы его найти, достаточно оценить положение с другой стороны.

Избегайте ситуаций, которые вызывают беспокойство, тревогу или страх. Определите границы поведения и не нарушайте их. Предположим, тревожность вызывает необходимость лететь на самолете. Зачем доводить себя до невроза, если лучше воспользоваться другим видом транспорта? То же самое касается неприятных людей в окружении, нелюбимой работы и т.д.

Медитируйте. Релаксирующие упражнения снижают тревожность. Начать занятия можно с инструктором, а можно воспользоваться Интернетом – в сети находится множество видео уроков по медитации и расслаблению.

Если самостоятельно справится не удается, обратитесь за помощью к близким, друзьям, супругу или знакомым. Иногда высказывания беспокойства достаточно, чтобы снизить тревожность и избавиться от негатива.

Снижение тревожности с помощью медицины

Снизит проявление симптомов тревожности народная медицина. Избавят от беспокойства:

Цветы ромашки;
Женьшень;
Полинезийский перец;
Корень валерианы.

Вышеуказанные растения можно принимать в виде настойки, добавлять в чай или использовать в фармакологических вариантах, допустим, гранулированный женьшень или таблетки на основе корня валерианы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если чувство тревожности со временем только усиливается и никакие советы не помогают, это повод задуматься и обратиться за помощью к психотерапевту. Доктор проконсультирует и назначит курс лечения, который снизит тревожность надолго. Врач подбирает медикаментозные средства индивидуально. Не стоит затягивать с визитом к доктору, если тревожность не покидает вас на протяжении долгого времени. Если от этого чувства не избавится, возможно возникновение панических атак и даже проявление социофобии.

Источники


  1. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. — М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2011. — 128 c.

  2. Борманс, Лео Большая книга о любви / Лео Борманс. — М.: Эксмо, 2015. — 384 c.

  3. Маркова, Надежда Как стать лучшей мамой на свете. Мамочка, пожалуйста. Источник любви. Теория и практика «семейных расстановок» / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 784 c.
  4. Супружество как точная наука. — М.: Слово, 2009. — 480 c.
  5. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
Высокий уровень тревожности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here