Вытеснение из сознания

Самое важное по теме: "вытеснение из сознания" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Психоанализ, психотерапия, консультирование

Первая модель: осознание вытесненного конфликта

В 1885 г Фрейд занялся проблемами страдающих людей. Фрейд предложил теорию лечения страданий . С тех пор многие вещи в этой теории изменились, эволюционировали, усложнились. Врачи во времена Фрейда ( да и сейчас тоже ) не знали что делать с такими страдающими людьми . Пытались лечить их горячими, холодными, грязевыми и солевыми ваннами, массажами, пиявками, отдыхом, электричеством и другими забавными методами. Однако все это не помогало. Никто не мог тогда ответить в чем причина страданий этих людей. Фрейд, задавшись целью понять эти причины, поначалу стал использовать для этого гипноз. Но он скоро убедился, что гипноз не очень-то помогает, поскольку симптомы хоть и пропадали, но потом вновь возвращались.

Например, была пациентка которая потеряла отца и оплакивала эту потерю уже много лет. Ей под гипнозом дали установку больше не плакать. И она действительно, вспоминая об отце, больше не плакала. Но,спустя время, она потеряла котенка и стала плакать, вспоминая о своем потерянном котенке.

Итак, Фрейд пришел к выводу, что во всех случаях патологических страданий в прошлом пациентов всегда есть некая ситуация, которая причиняла страдания. Эта ситуация в прошлом приводила к внутреннему конфликту: желание избежать страдания наталкивалось на объективную реальность, вызывающую мучительные переживания. Чтобы справиться с этими невыносимыми переживаниями, человек пытается сделать так, чтобы конфликт исчез . И один из способов это сделать – вытеснить конфликт.

Как это происходит?

Например: Я очень люблю девушку. Мы договорились, что она приедет домой к 20.00, а до того она хотела бы поужинать со своими коллегами по работе.

20.00 — ее дома нет. Я думаю:»Она немного опаздывает,наверное. »

21.00- ее все еще нет…Я думаю: «Почему ее нет?! Ведь могла же она меня хотя бы предупредить!»

23.00 — ее все еще нет! Во мне закипает волна гнева!

23.30 — ее нет! Я начинаю тревожиться: «Может быть с ней что-то случилось?! А вдруг какой то несчастный случай!?»

Что со мной происходит? Я испытываю конфликтные чувства к своей девушке: я ее люблю, но я разгневан тем, что она опаздывает. Я ее люблю, но я уже три часа жду ее, как идиот! Это внутренний конфликт между моей любовью к ней и гневом на нее. И этот конфликт устраняется: я вытесняю свой гнев на нее и не только гнев, но и желание ударить ее. Вместо этого я теперь чувствую тревогу! Я представляю , что с ней могло случиться несчастье, поскольку мне самому до этого хотелось ее прибить! Однако, я вытеснил это желание. Теперь нет моего гнева к ней, желания избить ее тоже нет, но, поскольку вытесненный конфликт стремиться пробиться в сознание, то он проявляется теперь тревогой и мыслями о том, что с ней произошел несчастный случай.

23.45 — она наконец таки возвращается и я кричу ей , но не потому, что я разгневан на нее. Нет! Я кричу: « Неужели ты не понимаешь как я тебя люблю!? Как я волновался за тебя!? Ты могла бы хотя бы позвонить и предупредить меня!» Я говорю про свою любовь, но я охвачен гневом на самом деле! Ведь я прождал ее столько времени …Однако, свою злость я не чувствую, ведь я заменил ее тревогой.

Работа психоаналитика согласно первой модели состоит в поиске и возвращении в сознание вытесненного конфликта из прошлого. Когда пациент начинает вновь сталкиваться и прорабатывать вытесненный конфликт, когда этот конфликт становится осознанным, работа все равно не заканчивается, потому что пациент начинает применять другие способы справиться с конфликтом, ведь вытеснение – это не единственная защита от конфликта. Психоаналитику необходимо помочь пациенту найти иные способы справляться с внутренним конфликтом. Это был пример конфликта любовь – ненависть или конфликта амбивалентности. Мы постоянно сталкиваемся в жизни с амбивалентностью и ее невозможно избежать. Почему?

[3]

Первая модель психоаналитической работы была предложена Фрейдом между 1895 и 1907 годом и первые психоаналитики работали, опираясь на нее. Она позволяет понять, что за симптомом прячется конфликт, связанный с какой то неинтегрированной пациентом ситуацией из его прошлого . Необходима проработка этой ситуации , чтобы он смог осознать отчего эта ситуация так драматична для него, как она влияет на его настоящее и что можно с этим сделать.

Такова первая психотерапевтическая модель работы с подобными ситуациями. И суть ее заключается в том, что психоаналитик ищет конфликт в прошлом пациента, с которым столкнулось детское Я пациента и не смогло пережить его в силу своей слабости. Когда же конфликт оказывается представлен пациенту, связан с его нынешними проблемами и вскрыт, его помогает пережить уже взрослое, зрелое Я пациента. Эта модель и сейчас популярна и работает во многих случаях. Но все не так просто, поскольку выяснилось, что эта модель оказалась эффективна для работы с невротическими пациентами, для которых вытеснение является основной защитой. Однако для работы с пограничными и нарциссическими пациентами эта модель не подходила и потребовалась разработка второй более сложной психоаналитической модели.

При подготовке статьи использовались материалы семинаров замечательного французского психоаналитика Рене Руссийона.

Вытеснение (репрессия) — психологическая защита

Самой основной из так называемых защит высшего порядка является репрессия. Она была одной из первых, что привлекли внимание Фрейда, и сегодня имеет давнюю историю психоаналитического клинического и эмпирического исследования. Сутью репрессии является мотивированное забывание или игнорирование . Скрытая здесь метафора напоминает о ранней модели драйвов, содержащей идею о том, что импульсы и аффекты стремятся высвободиться и должны контролироваться динамической силой. Фрейд (Freud, 1915) писал, что “суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него”. Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести пациента в замешательство, возможно их намеренное отправление в бессознательное. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.

Читайте так же:  Пуповина в проекции шеи

Не все трудности, связанные с привлечением внимания или с воспоминаниями, представляют репрессию. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего либо становятся неприемлемыми для осознания из за своей способности причинить беспокойство , они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным отбором важного от тривиального.

Примером действия репрессии в глобальном, массированном виде мог бы послужить такой опыт насилия или зверства, после которого жертва ничего не может вспомнить. Случаи, которые когда то назывались “военными неврозами”, а теперь известны как реакции посттравматического стресса, психоаналитически объяснялись отнесением к концепции репрессии*. В подобных случаях человек не способен вспомнить конкретные шокирующие, причиняющие боль жизненные события, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминаний о них. Это феномен, который Фрейд образно назвал “возвращением репрессированного”. В исследованиях, посвященных раннему психоанализу, описано много подобных случаев.

Позднее в аналитической теории термин “репрессия” применялся больше по отношению к идеям, продуцируемым внутри, чем по отношению к травме. Репрессия рассматривалась как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Таковым может оказаться, например, желание уничтожить одного из родителей, чтобы самому обладать другим. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. Современные аналитики считают, что человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного “Я”, прежде чем станет способен сдерживать беспокоящие его импульсы репрессиией. У людей, ранний опыт которых не позволил им приобрести эту константность идентичности, неприятные чувства имеют тенденцию сдерживаться при помощи более примитивных защит – отрицание, проекция и расщепление (Myerson, 1991).

Неклиническим примером репрессии может служить то, что Фрейд называл частью “психопатологии обыденной жизни” – временное забывание говорящим имени человека, которого он представляет, в контексте, очевидно содержащем некое бессознательное негативное отношение говорящего к представляемому им человеку. Во всех этих трех вариантах репрессии – в тяжелых, глубоких случаях забывания непереносимой травмы, в процессах, нормальных с точки зрения развития и позволяющих ребенку отказаться от инфантильных стремлений и искать объекты любви вне семьи, а также в тривиальных и часто забавных примерах действия репрессии, можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.

Как и другие бессознательные защиты, репрессия начинает создавать проблемы только тогда, когда она: (1) не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности); (2) стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни; (3) действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей. Свойство чрезмерно полагаться на репрессию, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности.

Вначале Фрейд пытался способствовать тому, чтобы истерические пациенты осознали травматические события своей истории и те потребности и чувства, которые они возбуждают, и обсудить добытую интересную “неприемлемую” информацию. Работая с такими пациентами, он первоначально пришел к выводу (как было отмечено в главе 2), что репрессия является причиной тревоги. Согласно его исходной механистической модели, тревога, часто сопутствующая истерии, обусловлена подавлением сдерживаемых драйвов и аффектов. Эти чувства не подвергаются разрядке и, следовательно, поддерживают постоянное состояние напряжения.

Позже, когда Фрейд пересмотрел свою теорию в свете накопленных клинических наблюдений, он изменил собственную версию понимания причины и следствия, полагая, что репрессия и другие механизмы защиты являются скорее результатом , чем причиной тревоги. Иными словами, предсуществующий иррациональный страх порождает необходимость забыть.

Эта более поздняя формулировка понимания репрессии как элементарной защиты Эго, средства автоматического подавления бесчисленных страхов, просто неизбежных в нашей жизни, стала общепринятой психоаналитической предпосылкой. Тем не менее, исходный постулат Фрейда о репрессии как причине тревоги не лишен некоторой интуитивно ощущаемой истины: чрезмерная репрессия несомненно может вызвать столько же проблем, сколько и разрешить.

Данный процесс, обозначенный Моурером (Mowrer, 1950) как “невротический парадокс”, где попытки подавить одну тревогу только вызывают новую, составляет суть того явления, которые однажды было названо неврозом (термин, который раньше использовался более широко, чем это принято сегодня). В соответствии с этими положениями, Теодор Райк противопоставил эмоционально здорового человека, который может стоять перед витриной, восхищаться ювелирными изделиями “Тиффани” и спокойно фантазировать о том, как их украсть, и невротическим человеком, который, посмотрев на витрину, бежит от нее прочь. Когда психоаналитические идеи начали овладевать умами образованной части общества, такие популярные примеры патологического действия репрессии в качестве защиты внесли свой вклад в широко распространенное преувеличение значения устранения репрессии и отбрасывания ограничений. Они также сформировали представления, что именно это является сутью всей психоаналитической терапии.

Элемент репрессии присутствует в действии большинства защит высшего порядка (хотя мысль, что в тех случаях, когда остается неясным, действительно ли человек изначально не знает что-то или утратил то, что знал, задействовано скорее отрицание, чем репрессия, требует доказательств). Например, при реактивном образовании, смене определенной точки зрения на противоположную (ненависти – на любовь или идеализации – на презрение), настоящая эмоция может выглядеть как репрессированная (или отрицаемая – в зависимости от того, была ли она прочувствована осознанно). При изоляции аффект, связанный с идеей, репрессирован (или отрицается). При реверсии происходит репрессия первоначального сценария, который теперь разворачивается в обратном направлении. И так далее. В свете этого обстоятельства можно приветствовать изначальное предположение Фрейда, что репрессия является прародителем всех других видов защитных процессов, несмотря на существующее в настоящее время в аналитическом сообществе согласие, что описанные в главе 5 процессы предшествуют репрессии у ребенка в возрасте до полутора лет.

Основы психологии.
Вытеснение и подавление

Согласно такой трактовке, вытеснение — автоматический защитный процесс, посредством которого воспоминание удаляется из сознания без всякого участия человека, даже не подозревающего о нем. С другой стороны, подавление — преднамеренное, управляемое целями удаление мыслей или воспоминаний из сознания. Хотя современная психоаналитическая традиция придерживается этого разделения, Мэтью Эрдели подчеркивает, что оно было введено в научный оборот Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда (Erdelyi, 2006).

Читайте так же:  Ошибки в конфликте

Он также отмечает, что сам Фрейд пользовался этими терминами как синонимами и что подобное разделение искажает его теоретические представления. В данной главе термин «вытеснение» используется для обозначения обоих процессов, однако, используя термин «подавление», мы подчеркиваем преднамеренность процесса, который он описывает. Нередко используются и другие термины, не связанные с теорией Фрейда, включая преднамеренное забывание и мотивированное забывание.

Термином преднамеренное забывание называется забывание, являющееся следствием процессов, инициированных с сознательной целью забыть. Преднамеренное забывание включает такие осознанные стратегии забывания, как подавление и преднамеренный сдвиг контекста. Хотя мы обсуждаем преднамеренное забывание, этот термин не охватывает те случаи, когда забывание не случайно, но и не «намечено сознательно». Эти возможные случаи охватывают более широкий термин — мотивированное забывание.

Например, если каждый раз, когда вы встречаетесь с человеком, который ассоциируется у вас с неприятным событием, ваше сознание устремляется в сторону сюжетов, не связанных с этим событием, этот мотивированный сдвиг может вызвать забывание без намерения забыть. Тем не менее такое забывание, конечно же, является мотивированным. Мотивированное забывание охватывает термин психогенная амнезия, которым обозначают любое психологическое по своему происхождению забывание, не связанное с физическими травмами или дисфункцией, — забывание, являющееся по своему генезису психологическим.

Хотя термины «мотивированное забывание» и «психогенная амнезия» можно считать синонимами, последний термин, как правило, используется при описании случаев полного и поразительного забывания больших периодов жизни индивида или полного забывания какого-либо конкретного события, о котором следовало помнить. Термин «психогенная амнезия» теоретически и механистически нейтрален в том смысле, что он не «посягает» на теорию Фрейда и ничего не говорит о том, как произошло забывание, только лишь то, что его причина скорее психологическая, нежели биологическая. Мотивированное забывание включает эти случаи, но оно также включает и более ординарные примеры из повседневной жизни, когда люди забывают неприятные вещи так, что это не требует обследования в условиях клиники.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Психологические защиты. Репрессия (вытеснение)

Самой основной из так называемых защит высшего порядка является вытеснение или репрессия. Она была одной из первых, что привлекли внимание Фрейда, и сегодня имеет давнюю историю психоаналитического клинического и эмпирического исследования.

Сутью вытеснения является мотивированное забывание или игнорирование. Скрытая здесь метафора напоминает о ранней модели влечений, содержащей идею о том, что импульсы и аффекты стремятся высвободиться и должны контролироваться динамической силой. Фрейд писал, что “суть вытеснения состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него”. Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести пациента в замешательство, возможно их намеренное отправление в бессознательное. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.

Не все трудности, связанные с привлечением внимания или с воспоминаниями, представляют вытеснение. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным отбором важного от тривиального.

Примером действия вытеснения в глобальном, массированном виде мог бы послужить такой опыт насилия или зверства, после которого жертва ничего не может вспомнить. Случаи, которые когда-то назывались “военными неврозами”, а теперь известны как реакции посттравматического стресса, психоаналитически объяснялись отнесением к концепции вытеснения. В подобных случаях человек не способен вспомнить конкретные шокирующие, причиняющие боль жизненные события, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминаний о них. Это феномен, который Фрейд образно назвал “возвращением вытесненного”. В исследованиях, посвященных раннему психоанализу, описано много подобных случаев.

Позднее в аналитической теории термин “вытеснение” применялся больше по отношению к идеям, продуцируемым внутри, чем по отношению к внешней травме. Вытеснение рассматривалась как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Таковым может оказаться, например, желание уничтожить одного из родителей, чтобы самому обладать другим. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное.

Современные психоаналитики считают, что человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного “Я”, прежде чем станет способен сдерживать беспокоящие его импульсы вытеснением. У людей, ранний опыт которых не позволил им приобрести эту константность идентичности, неприятные чувства имеют тенденцию сдерживаться при помощи более примитивных защит – отрицание, проекция и расщепление.

Неклиническим примером вытеснения может служить то, что Фрейд называл частью “психопатологии обыденной жизни” – временное забывание говорящим имени человека, которого он представляет, в контексте, очевидно содержащем некое бессознательное негативное отношение говорящего к представляемому им человеку.

Во всех этих трех вариантах вытеснения – в тяжелых, глубоких случаях забывания непереносимой травмы, в процессах, нормальных с точки зрения развития и позволяющих ребенку отказаться от инфантильных стремлений и искать объекты любви вне семьи, а также в тривиальных и часто забавных примерах действия вытеснения, можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.

Как и другие бессознательные защиты, вытеснение начинает создавать проблемы только тогда, когда она:

(1) не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности);

(2) стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни;

(3) действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей.

Свойство чрезмерно полагаться на вытеснение, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности.

Вначале своей практики Фрейд пытался способствовать тому, чтобы истерические пациенты осознали травматические события своей истории и те потребности и чувства, которые они возбуждают, и обсудили с психоаналитиком добытую интересную “неприемлемую” информацию. Работая с такими пациентами, он первоначально пришел к выводу, что вытеснение является причиной тревоги. Согласно его исходной механистической модели, тревога, часто сопутствующая истерии, обусловлена подавлением сдерживаемых желаний и аффектов. Эти чувства не подвергаются разрядке и, следовательно, поддерживают постоянное состояние напряжения.

Читайте так же:  Как подключить беспроводную проекцию
Видео (кликните для воспроизведения).

Позже, когда Фрейд пересмотрел свою теорию в свете накопленных клинических наблюдений, он изменил собственную версию понимания причины и следствия, полагая, что вытеснение и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги. Иными словами, предсуществующий иррациональный страх порождает необходимость забыть.

Эта более поздняя формулировка понимания вытеснения как элементарной защиты Эго, средства автоматического подавления бесчисленных страхов, просто неизбежных в нашей жизни, стала общепринятой психоаналитической предпосылкой. Тем не менее, исходный постулат Фрейда о вытеснении как причине тревоги не лишен некоторой интуитивно ощущаемой истины: чрезмерная репрессия несомненно может вызвать столько же проблем, сколько и разрешить.

Данный процесс, обозначенный Моурером как “невротический парадокс”, где попытки подавить одну тревогу только вызывают новую, составляет суть того явления, которые однажды было названо неврозом (термин, который раньше использовался более широко, чем это принято сегодня). В соответствии с этими положениями, Теодор Райк противопоставил эмоционально здорового человека, который может стоять перед витриной, восхищаться ювелирными изделиями “Тиффани” и спокойно фантазировать о том, как их украсть, и невротическим человеком, который, посмотрев на витрину, бежит от нее прочь. Когда психоаналитические идеи начали овладевать умами образованной части общества, такие популярные примеры патологического действия вытеснения в качестве защиты внесли свой вклад в широко распространенное преувеличение значения устранения вытеснения и отбрасывания ограничений. Они также сформировали представления, что именно это является сутью всей психоаналитической терапии.

Элемент вытеснения присутствует в действии большинства защит высшего порядка (хотя мысль, что в тех случаях, когда остается неясным, действительно ли человек изначально не знает что-то или утратил то, что знал, задействовано скорее отрицание, чем репрессия, требует доказательств). Например, при реактивном образовании, смене определенной точки зрения на противоположную (ненависти – на любовь или идеализации – на презрение), настоящая эмоция может выглядеть как вытесненная (или отрицаемая – в зависимости от того, была ли она прочувствована осознанно). При изоляции аффект, связанный с идеей, репрессирован (или отрицается). При реверсии происходит вытеснение первоначального сценария, который теперь разворачивается в обратном направлении. И так далее. В свете этого обстоятельства можно приветствовать изначальное предположение Фрейда, что вытеснение является прародителем всех других видов защитных процессов.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Психологическая Защита Вытеснение


Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю тему психологических защит. В этой заметке я детально расскажу про «Вытеснение» – психологическую защиту, которая встречается наиболее часто.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « Онлайн услуги психолога-психотерапевта ».

Вытесняются такие свойства, как любовь к власти. Об этом я писал в разделе о приемах психологического айкидо из книги Михаила Литвака . Вытесняются такие качества, как глупость, недальновидность. Вытесняются в бессознательное сексуальные влечения и некоторые другие потребности. На некоторое время это спасает от переживания, но неудовлетворенная потребность или неисправленный личностный недостаток рано или поздно приведет к другим формам психологической защиты или к болезни.
Я заработался, вовремя не поел, и у меня закружилась голова. Я не осознаю, что это от голода, и принимаю лекарство. Мне становится легче, но через некоторое время я чувствую слабость в коленях, опять что-то принял. Потом мне становится все хуже и хуже. Единственное, что здесь сможет помочь, это введение в сознание факта, что я голоден и должен принять пищу.

Вытеснение существенно и не в лучшую сторону влияет на работу нашей памяти. Люди, у которых многое вытеснено, чрезвычайно забывчивы и имеют ярко выраженные проблемы с памятью. Для наглядности приведу сообщения мужчины с форума Михаила Литвака:
«Постоянно забываю какие-нибудь мелочи (закинуть денег на телефон например).
Вот с этим пунктом как раз проблемы. При уходе на работу я уже привык проверять выключил ли я все конфорки и закрыл ли всё что нужно, это ладно. Но в целом забывчивость конечно зашкаливает. Свет забыть выключить (на ночь или при уходе на работу) — вообще в порядке вещей.
Поехал например на выходные в родной город, с родителями увидеться, с друзьями и т.д. Задержался у друга, пришлось у него заночевать, на следующий день уехал — и забыл у него пропуск на работу и карточки по мелочи. Вроде и не критично, и пропуск взял временный, но всё равно неприятно. Ещё и другу забот добавил, выслать мне всё это курьером (потому что в следующий раз неизвестно когда я приеду).
Надо что то делать с этой забывчивостью, пока не спалил себя нафиг
P.S. ну вот, котлеты сжёг.

Так что механизм борьбы с психологической защитой «Вытеснение» одновременно и прост, и сложен. Сложен он тем, что человеку придется (возможно, неоднократно) переживать самые неприятные и болезненные моменты своей жизни. Но поверьте, Уважаемые Читатели, оно того стоит!

В следующей статье я расскажу о психологической защите «Проекция ».

Вытеснение из сознания

Вытеснение – как защитный механизм

Суть понятия вытеснения — в попытке оттолкнуть что-либо или уйти от чего-либо. В психологии это идея запрета со стороны сознания на определенное психическое содержание, для того чтобы избежать неприятных эмоций.

Кушетка, кино и зал суда

Ученые исследовали проявления вытеснения и в кабинете врача, и в лаборатории, и в зале суда. Многие из самых интересных случаев в психологической практике по сути своей связаны с вытеснением. Существуют случаи истерической амнезии — так называемое состояние фуги, когда человек полностью теряет память, обычно вследствие перенесенной травмы. Еще одним достаточно редким случаем является расщепление личности, при котором человек имеет несколько различных личностей, которые, похоже, ничего не знают друг о друге. Такие случаи особенно интересуют писателей и кинематографистов.

Читайте так же:  Как научиться гипнозу самостоятельно в домашних условиях

Восстановленные воспоминания

Немало обвинений в жестоком обращении с детьми возникало после «восстановления вытесненных воспоминаний». Преступники, совершавшие акты насилия, не могут вспомнить подробности преступления, возможно, потому, что они вытеснены сознанием. Утверждают, что во время сеансов психотерапии взрослые способны восстановить воспоминания о жестоком обращении с ними в детстве, которые долгое время подавлялись.

И преступник, и жертва имеют основания для вытеснения ужасных событий, но это, конечно, очень сложно доказать. Зато доказано, что воспоминания легко искажаются под действием методов терапии или вопросов в зале суда. Экспериментальные исследования достаточно явно показали, что здоровых людей можно убедить в том, что в их воспоминаниях все обстоит иначе, чем им кажется. Клинические врачи признают, что человеку порой проще развить ложные воспоминания, чем восстановить вытесненные. Безусловно, мы знаем, что восстановленные воспоминания имеют общие характеристики. Чаще всего это женские воспоминания о многочисленных эпизодах, в которых отец вел себя неприемлемо в сексуальном плане до того, как им исполнилось восемь лет. Когда такие воспоминания «восстанавливаются» на сеансах психолога, каждая пятая жертва заявляет в полицию. Интересно, что исследования случаев доказанного жестокого обращения показали: подобные инциденты происходят, как правило, в более позднем возрасте — и очень редко со стороны биологических или приемных отцов.

Фрейд и вытеснение

То, что мы действительно осознаем в любой конкретный момент времени, представляет собой лишь верхушку айсберга: большая часть наших мыслей и идей совершенно неприемлема в этот момент (находится в предсознании) или в принципе совершенно неприемлема (находится в подсознании). Большая часть подсознательного подавляется, поэтому пугающие или неприятные события мы «забываем». Они могут стать недоступными, закрытыми для нашего сознания. Это основной способ защиты нашего эго. Фрейд определил его как краеугольный камень, «на котором покоится вся структура психоанализа». Это самая значимая его часть. Вытеснение — это процесс оттеснения мыслей в подсознание, чтобы избежать болезненных и опасных мыслей; это производит впечатление необъяснимой наивности, провала в памяти или недостаточной осведомленности о собственной ситуации

и положении. Эмоции осознаются, но непонятна их причина. Внутренние войны, которые мы все, согласно Фрейду, ведем, проходят по одинаковому сценарию. Конфликт начинается, когда побуждения — ид — и связанные с ними воспоминания вытесняются в подсознание. Но эти стремления не могут долго оставаться скрытыми, и они находят другие выходы, что провоцирует дополнительные усилия по вытеснению — для укрепления начального вытеснения, сдерживания ид и поддержания эго. Вытеснение — это, по сути, антагонизм между ид и эго.

Склонность к вытеснению

В начале 1960-х годов психологи считали, что одни люди склонны к вытеснению, а другие — к сенсибилизации. Представьте, что через несколько недель вам предстоит серьезная операция. Одни люди (вытесняющие) будут пытаться запрятать эту информацию поглубже в своем сознании, заполняя время отвлекающими видами деятельности, другие (сенсибилизирующие) будут постоянно об этом говорить. И те и другие пытаются справиться с тревогой, но разными способами. Велись споры о том, какой из подходов говорит о лучшем психологическом здоровье и адаптивности. Эта идея снова стала популярна в 1990-х, когда исследователи определили склонность к вытеснению как свойство личности, определяемое двумя факторами: тревогой и защитным поведением.

Вытесняющие люди спокойны и уравновешенны, они производят впечатление умеющих держать себя в руках, кажется, будто негативные эмоции им неведомы. Они производят интересное и необычное впечатление, всем своим поведением они заявляют о своем здоровье и уравновешенности, но если оценивать их психологические и поведенческие реакции на события (особенно негативные эмоции), то становится очевидным, что реагируют они очень сильно. И тогда они кажутся уже людьми, которые либо обманывают себя, либо просто носят маску несгибаемого и спокойного человека.

Когнитивная психология

[1]

Для когнитивных психологов вытеснение — это просто забывание чего-то неприятного. Проводились исследования, во время которых ведущие эксперимента вели себя непристойно или, наоборот, крайне любезно с людьми, пытавшимися что-то выучить. Выяснилось, что люди запоминают хуже во время эксперимента с негативными эмоциями, чем с позитивными.

Исследования показали, что если попросить людей написать о своем раннем детстве (до 8 лет), то около 50% опишут главным образом положительные воспоминания, 30% — отрицательные и 20% — нейтральные. Но это не обязательно вытеснение в действии, это может просто означать, что у большинства было счастливое детство. Другое исследование дало достоверные доказательства вытеснения: матерям, которые недавно родили ребенка, задавали вопрос о силе и длительности болевых ощущений во время родов. Когда о том же самом их спросили через несколько месяцев, они описывали болевые ощущения как менее интенсивные.

Еще одна описательная теория трактует вытеснение как частный случай неудачи в получении информации. Возможно, воспоминания не блокируются внутренним цензором, а становятся труднодоступными из-за отсутствия релевантных сигналов о воспроизведении. Тревога может играть в этом важную роль, блокируя повторные и тормозящие сигналы о воспроизведении, но причина не в этом. Такая интерпретация вытеснения как заблокированного воспроизведения — часть более общего подхода.

«Я» и защитные механизмы психики. 1) Вытеснение.

Термин «защита», по отношению к психике, в научный обиход ввел З. Фрейд. Впервые он написал о психологической защите в работе «Защитные нейропсихозы» 1894г. По началу, термин «защита» обозначал такую психологическую защиту, как «вытеснение». Далее выяснилось, что «вытеснение» — это один из способов защиты. Т.е. есть разные механизмы и способы защиты. Далее мы обсудим каждую защиту подробнее.

Итак, психологическая защита служит препятствием и сопротивлением к осознанию болезненных чувств и мыслей.

Часто говорят о психологических защитах, как о чем-то патологичном, многим известна фраза, направленная на них как упрек – «ты защищаешься!». Но не стоит забывать, что именно психологические защиты не дают нашему «Я» распасться под действием горя и различных тревог, не говоря уже о том, что человек использует их неосознанно. Хотя чрезмерное их использование, либо покрывает нашу личность броней, что лишает нас естественной спонтанности и радости жизни, либо вообще ее разрушает.

Читайте так же:  Расстались с парнем не общаемся

Исследователи выделяют разное количество защитных механизмов, «так как любой психологический процесс может использоваться как защита» [Н. Мак-Вильямс], но мы остановимся на основных, важнейших и общепризнанных видах.

Одна из основных психологических защит, так называемого высшего порядка. « Она была одной из первых, что привлекли внимание Фрейда» [Н. Мак-Вильямс] и является виновницей амнезии детских лет, причиной неврозов и «промахов» повседневной жизни (забывание имен, описки, оговорки, очитки, распространенный пример – это когда мы не можем найти какую-нибудь вещь, нужную в данный момент, которую сами же куда-то и запрятали, т.е. все эти промахи имеют скрытый мотив).

Вытеснение, « в узком смысле слова – действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления (мысли, образы, воспоминания), связанные с влечением» [Ж. Лапланш Ж.-Б. Понталис], другими словами «суть вытеснения состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него» [З. Фрейд].

Вытеснение действует в каждом из нас в большей или меньшей степени, это нормальное функционирование культурного человека.

Вытеснение включает в себя три этапа: 1) первовытеснение (ядро, притягивающие последующие вытеснения) 2) вытеснение в собственном смысле слова ( удаление неприемлемых мыслей из сознания ) 3) возвращение вытесненного (симптомы, сны, ошибочные действия).

Вытеснению подвергаются мысли, с которыми связаны, крайне неприятные чувства, такие как чрезмерный страх, стыд, вина и т.д.

Примером может быть то, что сейчас называется ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство). Пережив сильное потрясение, такое как смерть любимого человека, катастрофу, чуть не отнявшую жизнь, изнасилование и т.п. человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события (психогенная амнезия или собственно вытеснение), а также страдает от постоянной тревоги и находящих на него внезапных приступов страха, связанных либо с внезапными воспоминаниями, либо с актуальными жизненными ситуациями, которые напоминают травмирующую (возврат вытесненного).

Надо заметить, что данный защитный механизм часто путают с понятием «подавление», нередко эта путаница имеется и в трудах специалистов (о подавлении будет написано дальше).

Вытеснение очень сложное и многогранное явление, выше было только краткое знакомство, поэтому предлагаю вам к прочтению литературу, где можно более подробно изучить это явление.

Литература для углубления знаний о данной защите: Все труды З. Фрейда, начиная с 1894 года. При этом у него имеются работы, в которых более детально разобрана данная тема: «Исследование истерии»1895г., «Бессознательное» 1915г., «Вытеснение»1915г. и т.д. А также один из лучших психоаналитических словарей «Словарь по психоанализу» Ж. Лапланша, Ж.-Б. Понталиса.

Соотношение бессознательного и вытесненного

Вытеснение — это действие, посредством, которого субъект стремится устранить из сознания представления связанные с влечениями. Сущность этого процесса заключается не в том, чтобы уничтожить данные представления, а в том, чтобы не допустить их до осознания. Вытесненное — это только часть бессознательного.

«Все вытесненное должно оставаться бессознательным, но мы с самого начала установим, что вытесненное не покрывает собою всего бессознательного. Бессознательное имеет более широкий объем: вытесненное составляет часть бессознательного».

То есть все вытесненное бессознательно, но все бессознательное является вытесненным. Объем бессознательного и объем вытесненного не равны. Вытесненное — это пример бессознательного.

Обоснования допущения понятия «бессознательное».

Сознание в каждый момент охватывает только очень небольшое содержание. В сознании полно пробелов, т.е. сознание прерывисто (пробелы памяти, неожиданные мысли, эмоции, оговорки, описки, очитки и т.п. — те психические акты, о происхождении которых субъекту ничего не известно). Из этих феноменов становится, очевидно, что не все психическое сознательно, что существуют представления скрытые от сознания. Таким образом, мы можем предположить, что психическое не прерывно, а расщеплено. Опираясь на работу З. Фрейда «Психопатология обыденной жизни» мы приходим к тому, что любая мысль, пришедшая в голову не случайна. Любой психический акт множественно детерминирован. Следовательно, психическое не прерывно, а непрерывно, но расщеплено на то, что осознается, и на то, что до осознания не доходит, либо доходит при помощи психоаналитического исследования.

«Сознание каждому из нас сообщает знание только собственных душевных состояний; то, что и другой человек имеет сознание, является заключением по аналогии. Если поступить так, то приходится сказать, что все акты и проявления, которые я замечаю у самого себя и не знаю, как их связать с остальной моей психической жизнью, должны оцениваться так, как будто бы они принадлежали другому лицу и объяснялись приписываемой этому лицу душевной жизнью. Опыт показывает, что те же самые акты, которые у самого себя отказываешься признать психическими, хорошо умеешь истолковать у других людей, т. е. ввести их в их общую душевную связь. Наше исследование, очевидно, в этом случае отвлекается от самого себя благодаря особому препятствию, и правильное познание самого себя натыкается на помеху».

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, Фрейд приходит к мысли о допущении некоего второго сознания, но тогда приходится допустить и третье и четвертое и так далее в итоге он опровергает эту идею и доказывает не существование множества сознаний, а существования бессознательных психических актов.

Источники


  1. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.

  2. Арнольд, Ольга Почему убегают мужчины / Ольга Арнольд. — М.: Эксмо-Пресс, Яуза, 2007. — 176 c.

  3. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. — М.: Речь, 2016. — 272 c.
  4. Вселенская, Валентина Выйди из памяти! Люблю — ненавижу. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Валентина Вселенская , Александр Пинт , Джон Кертис. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 688 c.
  5. Этничность и религия в современных конфликтах. — М.: Наука, 2012. — 656 c.
Вытеснение из сознания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here